Если тема, на которую вы пишите, слишком серьезна, лучше всего преуменьшать. Если же наоборот, тема слишком несерьезна, лучше всего преувеличивать.
Лучшие произведения, созданные когда-либо рукой писателя, представляют читателям сам мир, который выведен на их страницах, а вовсе не знания создавшего этот мир автора. Если мы смотрим на пейзаж за окном, оконная рама не входит в наше поле зрения. Однако, она его ограничивает, подобно тому, как ограничивает писатель видение своему произведению.
Всех авторов можно условно разделить на две части. Первые стараются в первую очередь обратить внимание читателей на созданный им мир, а вторые делают все для того, что бы в первую очередь обратить внимание на самих себя. По правилам риторики в первом случае имеет мест преуменьшение или умолчание (при этом читателю предоставляется догадаться самостоятельно о том, что было недосказано). Во втором случае – преувеличение или же гипербола.
Приведу один простой прием, который я также часто использую. Если тема действительно важная и серьезная, лучше использовать преуменьшение и полностью самоустраниться из произведения. оставив лишь разворачивающееся действие. Ну а если тема несерьезная, то здесь автор действительно может показать себя во всей красе.
Вот пример, который был взят из вступления к известной книге Джона Херси «Хиросима».
«В тот самый момент, когда 6 августа 1945 года в 8.15 утра над Хиросимой взорвалась атомная бомба, клерк отдела по персоналу компании East Asia Tin Work Тошико Сасаки как раз села за свой рабочий стол в офисе и повернулась к девушке, сидящей за соседним столом».
Как видите, эта книга, рассказывающая об одном из самых трагических событий, произошедших в ХХ веке, начинается с самой что ни на есть будничной сцены, которая дополняется указанием точного времени и места, где происходит ее действие. Фактически, то, что последовало за этим, скрыто за самим действием.
А вот как описывал в своей статье журналист Assosiated Press весьма колоритного мэра Нью-Йорка Эда Коха.
«Этот человек представляет собой весьма своеобразное смешение политических стереотипов и метафор, весьма открытый и непредсказуемый, неконтролируемый и нередко не отличающийся благоразумием, независим от политических организаций, внешне довольно некрасивый и совсем немодный на вид, однако, вместе с тем это весьма харизматическая и напористая личность, которая остается в ладах с самим собой, управляя жизнью этого огромного города, который многие современники по праву называют современным Вавилоном».
Как видите, в данном случае авторские эмоции прямо-таки хлещут через край, давая возможность сделать запоминающуюся статью о человеке, являющимся одним из лидеров среди региональных политиков.
Как говорила в свое время Анна Квиндлейн, «талантливый автор вполне может дописаться аж до первой полосы». Именно это и произошло с журналистом по имени Бил Нотингем, который по заданию своей редакции занялся освещением телевизионной игры для детей, которая носила название «Произнеси по буквам». В ней дети должны быстро и без запинок произнести все буквы, из которых состоят трудные для произношения слова.
«Лейн Бой, которому всего тринадцать лет, при произнесении имени по буквам звучит точно так же, как Малыш Билли (Историческая справка – это реальный исторический персонаж второй половины XIX века, времен покорения американского Дикого Запада, бандит. Был убит шерифом в возрасте 21 года. Один из самых известных бандитов тех времен, лично убивший более двадцати человек), в криминальных столкновениях это железные нервы и абсолютная точность».
А вот хороший пример из творчества одного режиссера, для того, что бы лучше почувствовать разницу между преувеличением и преуменьшением. В свое время Стивен Спилберг снял два поистине великих фильма. Первый из них, «Список Шиндлера», прямо не показывает все ужасы жизни евреев при нацистской оккупации. Они скорее остаются за кадром. Только одно смерть показана в этом фильме – девочки в красном. Причем стоит вспомнить, что этот фильм снят в черно-белом изображении.
А вот в другом своем фильме «Спасти рядового Райана» он открывает действие кровавой сценой высадки американских войск на севере Франции. Здесь проходят широкомасштабные боевые действия, в результате которых зрители могут видеть множество убитых и раненных, изуродованных и залитых кровью. В таких случаях лично я бы предпочел более умеренный подход для того, что бы избежать излишнего натурализма и оставить место для зрительского воображения.
Практикум.
Поищите в средствах массовой информации такие статьи, которые хоть и попали на первые полосы изданий, однако с вашей точки зрения не настолько хорошо описывают новость, как хотелось бы. Обсудите их со своими коллегами.
Найдите и прочитайте материалы, посвященные какой-либо одной теме (например, событиям 11 сентября). Отметьте материалы, которые с вашей точки зрения относятся к категории умеренных, а которые к категории впечатляющих.
Перечитайте юмористические рассказы известных вам авторов. Найдите в них примеры как преувеличений, так и преуменьшений.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru