Умело сокращая текст, можно получить острые, точные статьи. Справившись с писательским ступором, можно легко полюбить собственноручно написанные слова. К сожалению, в результате это может иметь не очень хорошие последствия.
Но если это все-таки произошло, и Вы просто без ума от своих фраз, метафор, историй и характеров, Вам будет трудно убить хотя бы часть, но сделать это необходимо. Артур Квиллер Коуч, английский писатель, в 1914 году так и написал об этом: «Убивайте любимых».
Такое безжалостное отношение к своему творению уместно по окончанию работы, когда нужно умерить свой творческий порыв. Главное – самодисциплина, она поможет Вам трезво оценить и взвесить каждую фразу.
Вильям Странк, учитель И.Б.Вайта, писал: «Сильная проза – сжатая проза. В предложениях не должно быть лишних слов, а в абзаце – лишних предложений, точно так же, как на картине не бывает лишних линий, а у машины – лишних деталей. Конечно же, писатель не должен писать лишь короткими предложениями, или же избегать подробностей и упоминать героев вскользь, это значит, что каждое слово текста несет смысл».
Как же достичь этого?
Во-первых, начните с крупных кусков – порежьте их. Дональд Мюррей говорил: «краткость есть следствие избирательности, не сокращения». Это выражение означает, что исключать следует целые части. Максвеллу Перкинсу приходилось работать с килограммовыми рукописями, когда он занимался редактированием Томаса Вулфа. И знаменитый редактор дал такой совет не менее знаменитому автору: «Мне не кажется, что книга чрезмерна. Просто нужно все лишнее вырезать не предложение за предложением, а блок за блоком». И он урезал абзац, в котором описывается дядя Вульфа, занимающий четыре страницы, до шести слов: «Самому старшему, Генри, сейчас было тридцать».
Если начать урезать большие ветки, вы быстрее достигните цели – сделать текст точным и кратким. А отмершие листочки можно будет стряхнуть чуть позже.
Любой абзац, не поддерживающий основной смысл статьи, смело можно вырезать.
Удаляйте слабые сцены, фразы, примеры – дайте дорогу сильным.
Удаляйте все абзацы, созданные Вами для обмана редактора.
Не заставляйте самого редактора уменьшать текст. Вам этот материал известен лучше. Отметьте то, что имеет смысл исправить. А может, эти места лучше удалить прямо сейчас?
Если время поджимает, и перечитать весь текст нет возможности, вырезайте предложения, слова, и даже их части. Идеальный пример подобного редактирования демонстрирует Вильям Зинсер, ученый. При написании своей книги, редактируя последний черновик, он рассказывает об этом так: «Хотя все страницы выглядят, как самый первый набросок, я их переписывал и перепечатывал по четыре-пять раз. Я стараюсь с каждой переделкой сделать текст сильнее, точнее и насыщеннее, исключая каждый элемент, не приносящий пользы».
Эта работа Зинсера о том, как трудно читателю: «Мои симпатии полностью на
его стороне. Он не так глуп. Если читатель запутался, это вина автора статьи, который не направил его по правильному пути».
В этом, приведенном в пример, отрывке очень четко видно, как сам автор урезает и редактирует текст. Вырезаются слова и фразы: «полностью», «статьи», «он не так глуп», а также слово «правильный» (так как «путь» уже заключает в себе значение «правильный»).
В итоге, после редактирования, получился такой текст: «Мои симпатии с ним. Если читатель запутался, это вина автора, который не указал ему путь». Эти 15 слов намного лучше передают смысл текста, чем предыдущие 24.
Подскажу, что можно удалять:
1. Не изменяющие смысл, а только нагнетающие эмоции наречия: особенно, точно, только, полностью, целиком.
2. Фразы с предлогом, повторяющие уже сказанное выше: в этом фильме, в этой статье, в этом городе, в этой истории.
3. Нарастающие на глаголах фразы: похоже, что; хотелось бы; кажется, что; следовало бы; должно бы.
4. Абстрактные существительные вместо глаголов: вместо наблюдать – наблюдение, вместо рассматривать – рассмотрение.
5. Повторы. Например: влажное, душное утро.
Для закрепления материала:
1. Просматривая в следующий раз любые фильмы на CD/DVD, постарайтесь обратить внимание на те сцены, которые остались за кадром. Обычно они записываются отдельно, как дополнительный материал. Подумайте, по какой причине они были вырезаны при монтаже?
2. Возьмите любую опубликованную статью, и попробуйте ее отредактировать, порезать. Режьте сначала большие куски, следом – части помельче. Посчитайте экономию в словах. Сколько процентов это от целого текста?
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru