В 1996 году в газете «The St. Petersburg Times» был напечатан цикл статей «Три маленьких слова». Это была история одной семьи, история женщины, муж которой умер от СПИДа. Эта история содержалась в каждом из 29 номеров газеты подряд. Она заинтересовала не только местных жителей – постоянных читателей газеты, а и журналистов всей страны. Кто-то, быть может, скажет, что читать каждый день статьи на одну и ту же тему в течение месяца – это слишком. Однако, у автора был свой секрет – небольшой объем каждой из статей, всего лишь 850 слов, не больше. Сколько времени могло занять у читателя чтение такой статьи? Максимум – пять минут. Согласитесь, это ведь немного, а вот интерес к теме поддерживался постоянно. Так получился длинный цикл, содержащий короткие статьи.
А вот для их написания автор, Рой Питер Кларк, целых два года собирал полную картину этой истории. По его словам, работа над циклом «Три маленьких слова» была настолько поучительна, что за время его написания, автор смог узнать о письме и репортаже больше, чем за всю предыдущую журналистскую карьеру. И эта учеба продолжается. А вот оценить результат учебы автор смог только тогда, когда решил эту стратегию превратить в прием письма.
Основой этого приема стало написание для себя видения статьи. Такой подход довольно необычен. Разве кто-то из авторов его использовал ранее?
Представьте себе, будто бы Марк Твен написание «Гекльберри Финна» начал с изложения своего видения: «Я хочу рассказать историю глазами и голосом одиннадцатилетнего мальчишки, Гека Финна. Чтобы максимально точно передать его диалект и его взгляд на мир, я постараюсь подавить свой собственный словарный запас и задействовать максимум иронии. Не думаю, что кто-нибудь из писателей уже пробовал сделать нечто подобное».
Многие журналисты и писатели хотят мгновенного результата. Они стремятся выдать сразу готовую статью или роман. Однако лишь немногим это удается, а для остальных такое желание так и остается невыполнимым и мечта постепенно умирает. А написание видения – это превращение в реальные строки своих смутных надежд. Именно в процессе написания о письме можно узнать, чему же еще нужно учиться.
Авторское видение серии «Три маленьких слова» заняло две страницы блокнота. На этих страницах были заметки о содержании в форме: автор излагал, как и о чем он будет писать. А начало этих заметок было таким: «Я хочу рассказать человеческую историю, не только о СПИДе, но о глубоких основах: о жизни, любви и смерти, о горе и надежде, о сострадании, семье и обществе». Одна страничка содержала мысли о том, как передать жизнь героя, чем эта история о СПИДе должна отличаться от многих других подобных историй, какую реакцию читателей хотелось бы получить. А на второй страничке излагались мысли о форме статьи, ее особенностях и целях:
Во-первых, автор хотел вернуть в газеты публикации с продолжением, для чего необходимо было написание максимально коротких статей.
Во-вторых, автор решил объединить краткую и длинную формы, используя достоинства каждой из них.
В-третьих, для автора были важны самостоятельная ценность каждой главы, которым для этого необходимы были оригинальное начало и захватывающий конец.
Как признается автор, на такое написание плана или видения ушло всего 10 минут, но польза превзошла все ожидания. Еще до написания черновика появилось общее видение, а также нашлись слова, которыми хотелось поделиться с теми, кому предстояло прочесть эти статьи. И причем все это можно было проверять, расширять, пересматривать, что, собственно и делалось в процессе работы над черновиком.
Видение любой статьи может освещать как частные истории, так и общий проект: например, Я хочу написать настолько ясную и интересную статью о городском бюджете, чтобы ее все-таки прочитали люди, которые обычно пропускают подобные темы. Или такие варианты: «Я хочу написать статью о ветеране времен Второй мировой войны. Прожив насыщенную жизнь, он может рассказать много интересных историй, поэтому я хочу, чтобы, читая статью, читатель услышал не мой голос, а его» или «Я хочу показать, что обычные подписи к фотографиям могут быть одной из форм настоящего искусства».
Как утверждает Рой Питер Кларк, учеба на этом цикле статей будет продолжаться до тех пор, пока будут приходить отклики от читателей и журналистов. Это может длиться еще несколько лет. Однако, спустя некоторое время, он увидел, что необходимо было к написанию цикла подойти несколько иначе: количество статей можно было уменьшить в три раза, сделать более доступным слог и изменить методы сбора информации, более четко придерживаться сюжетной линии, уменьшив или убрав ретроспективные вставки. Но, тем не менее, автор считает, что, создав тогда это видение, он не только создал учебное поле для себя, но и организовал этот процесс для других авторов.
Как можно попытаться использовать данный прием письма?
1. Попробуйте написать небольшое видение своей будущей статьи. Его можно использовать в обсуждении планов с редактором и коллегами.
2. Такое же видение можно написать для всего своего творчества. Это поможет определить, что будет Вашей следующей ступенью, некоей невидимой целью, находящейся далеко за горизонтом и существующей только в Вашем воображении?
3. Принимайтесь за изучение своих готовых работ, особенно самых удачных. Попробуйте написать их видение, исходя из того, чему смогла Вас научить каждая удачная статья.
4. Представьте себе, что знаменитые писатели все-таки начинали с написания видения своих шедевров. Что бы они собой представляли? Составьте для себя видение-описание любого из прочитанного Вами классического произведения – пусть это будет «Гамлет» или «Моби Дик», или другое произведения современного автора.
По мотивам статьи автора Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru