[Google Analitics. Общий обзор]
материал подготовил: Михаил Брод
13.04.2006
Можете ли вы с уверенностью сказать, какие рекламные кампании, проведенные вами для своего сайта, оказались самыми удачными? Достаточно ли продуманно выбраны вами слова, по которым вы ожидаете наплыва посетителей? Что делают посетители сайта, что они смотрят, доходят ли они до тех страниц, которые вы считаете наиболее важными? Удобна ли навигация по сайту, достаточно ли понятно, что и где нужно искать и куда переходить? У маркетолога, который занимается подобным анализом, вопросов бывает много больше. Чтобы на них ответить, нужны инструменты.
Одним из таких инструментов является сервис Google Analytics. Он обеспечивает каждому пользователю учет до пяти миллионов просмотров страниц его сайта (или сайтов) в месяц, а для наиболее активных пользователей другой службы Google — Google Adwords — это число может быть существенно выше. Сервис пока не является общедоступным, чтобы получить доступ к его возможностям, необходимо иметь учетную запись в любой службе Google и вдобавок получить приглашение. (Тот, кто уже имеет доступ к этому сервису, может также разослать до пяти приглашений своим знакомым. Отправленное, но не использованное приглашение вторично использоваться не может.)
Google Analytics — развитая аналитическая система, предоставляющая своим пользователям большие возможности, рассказать о которых в одной статье вряд ли получится. Поэтому здесь мы остановимся лишь на основных возможностях системы и на результатах, которые можно с ее помощью получить.
Данная система по своим параметрам, возможностям и преследуемым целям аналогична системе LiveInternet и подобным ей. Что отличает ее (если говорить о том, в каком виде она присутствует на сайте), так это отсутствие графических изображений счетчиков, показывающих, что она установлена на сайте. Для того чтобы можно было вести учет и анализ посещений, на страницы сайта помещается небольшой JavaScript-код, причем обязательным условием является его размещение в самом конце кода страницы, перед закрывающим тегом </body>. Для сбора информации о посетителях и отслеживания рекламных кампаний используются файл cookie и код JavaScript. Система отслеживает посетителей анонимно, но при этом собирает полную информацию о поведении пользователей на сайте, их местоположении, действиях, которые они выполняют. При определении целей система может давать информацию и о том, достигнуты ли посетителями определенные вами цели. Вот код, который (с небольшими изменениями для каждого конкретного пользователя) размещается на страницах сайта:
С помощью Google Analytics можно получить подробные сведения о том, каким образом пользователи нашли ваш сайт (через поисковые системы, баннеры, рекламу, размещение ссылок на других сайтах), что интересовало пользователей, насколько предоставленная информация совпала с их ожиданиями. А это очень важно: если пользователь по ссылке с какой-либо рекламной кампании перешел на ваш сайт и сразу ушел с него — значит, ваша кампания неправильно спозиционирована, она привлекает не тех посетителей, на кого вы рассчитывали. Если же после перехода пользователь остался на сайте, просмотрел дополнительную информацию и, что крайне желательно, выполнил те действия, которые вы считаете целью данной кампании, — значит, результат кампании достигнут и средства, вложенные в нее, потрачены не зря. Таким образом, Google Analytics позволяет повысить рентабельность вложений в ваш сайт, увеличить количество переходов и получить прибыль.
В целом система предоставляет свыше восьмидесяти различных отчетов (это если не считать выборки по отдельным периодам). Все отчеты разделены на три базовые группы: административные (сводные) отчеты, отчеты, связанные с оптимизацией маркетинговых мероприятий
, и отчеты, связанные с оптимизацией содержимого. И если первая группа предоставляет сводные данные, то остальные — детальные отчеты о посетителях во всевозможных разрезах. Кроме того, сводные отчеты также делятся на три группы: в первой группе отчеты, предназначенные для администратора, во второй — для маркетолога и в третьей — для разработчика (дизайнера) сайта. Данные, на которых строятся отчеты, поступают на обработку каждый час, но в ряде случаев это время может быть увеличено до шести часов.
Что за отчеты может получить администратор? В первую очередь это сводки по посетителям: сколько их было, сколько страниц в среднем они просмотрели, число повторных посещений (развернутые данные могут быть получены только за месяц — это тот период, за который они хранятся, затем остаются лишь сводные данные). Здесь же можно уточнить наиболее существенные источники переходов на сайт, города, в которых живут посетители (последнее не совсем корректно, поскольку не всегда можно достоверно по IP-адресу определить город). Зато очень красиво выглядит карта мира, на которой обозначены города, откуда пришли посетители.
Google Analytics готов поспорить по качеству с любыми известными сервисами
Маркетинговые отчеты дают пищу для размышления в иной области. Насколько эффективны те мероприятия, которые вы проводите? Каковы наиболее эффективные источники, дающие вам посетителей? Какова эффективность используемых ключевых слов? В сводном отчете — пятерка самых эффективных источников переходов. А как изменилась посещаемость за некоторый период? Стали ли лучше посетители достигать цели? Это уже прямой показатель эффективности проводимых мероприятий, но не только. Этот показатель показывает и качество навигации по сайту, удобство нахождения требуемой информации.
По каким ключевым словам больше всего приходит на ваш сайт посетителей? Отчет об этом содержит не только число посещений и просмотров страниц за каждое посещение, но и разбивку на посещения от оплачиваемых и обычных ключевых слов. Если же добавить в профиль сайта описание целей (чего должен достичь посетитель), то можно получить статистику по соотношению количества достигших цели к общему количеству посетителей по ключевому слову. (Так, анализ результатов переходов по ключевым словам одного из сайтов показал, что ожидаемые результаты при переходе на определенную страницу совершенно не давали нужного эффекта — количество посетителей, пришедших на нее, почти равнялось количеству ушедших с этой страницы посетителей.)
интересен отчет по местоположению посетителей в Сети. В нем приводятся данные о том, от каких провайдеров было больше посетителей, чьи посетители в конечном счете оказались более полезными для вас. А для наглядности это распределение может быть наложено на географическую карту (очень занимательный и полезный отчет). Для пользователей Google Adwords полезными будут подготовленные отчеты по рентабельности вложений в рекламные кампании. В случае если при описании профиля сайта вы укажете, что для него нужно использовать данные из Google Adwords, система аналитики сама будет получать эти данные, накладывать на зафиксированные переходы и формировать необходимые отчеты.
Кроме этих отчетов формируются данные об уникальных и лояльных посетителях (последние — самые важные ваши клиенты, либо сегодняшние, либо завтрашние, и если они возвращаются на ваш сайт — значит, их что-то здесь интересует), о переходах по источникам, кампаниям, о перенаправленных переходах. При этом по любому отчету можно выбирать необходимый для анализа период.
Результаты анализа маркетинговых кампаний дают информацию и для изменения дизайна
Не менее полезны будут отчеты и для веб-мастера. Очень нагляден отчет по навигации по сайту, наложенный на его карту. Фактически воссоздается главная страница сайта, на которой на каждую ссылку накладываются сведения о количес
тве выполненных через нее переходов. Одно дело просматривать эту информацию в виде таблицы ссылок, другое — увидеть на своем сайте, какие ссылки на внутренние страницы оказались наиболее востребованы. И если переходы распределены неравномерно, значит, либо у вас проблемы с контекстом — неправильно сформированы названия ссылок, либо сам текст воспринимается не так, как вы этого ожидали, либо навигация по сайту выполнена неудобно и не все ссылки привлекают к себе внимание.
Здесь же весьма подробный отчет о путях навигации по сайту. Очень полезная информация как для дизайнера, так и маркетолога. Создавая сайт, вы рассчитывали, что посетитель должен будет пойти по пути, который приведет его к намеченной вами цели (например, оформлению заказа на предлагаемые продукты или услуги). А посетитель до него не доходит. В чем причина? Неправильно сделанные акценты в тексте, который просматривает пользователь, либо неудобная или неясная навигация (посетитель просто запутался в ваших ссылках и не смог найти предназначенную для него цель)?
А вот еще интересная и пока не встречавшаяся на других аналитических системах информация — имена узлов. Здесь показываются сведения о доменах с одинаковым или близким содержанием по отношению к анализируемому сайту. (Возможно, это ваши же домены, которые содержат одинаковый или близкий контент.) В отчете — общее число просмотров страниц по каждому такому домену. Интересно, что если где-то будет размещен ваш материал, возможно, вместе с кодом, предоставленным Google, то он также попадет в этот отчет. Следите!
Это только основные возможности системы. В действительности они много богаче, но в одной статье всего не рассказать. Поэтому как настраивать цели и фильтры, какие дополнительные возможности предоставляет эта функциональность, обсудим в другой статье.
Ссылки по теме
Google Analytics
Каждой ссылке на странице — свое значение полезности