Автор статьи: Павел Боровков
Для решения задачи распределения статей затрат по центрам ответственности специалисты ><инталев> предлагают следующий подход:
- Разработать структуру управленческого Отчета о прибылях и убытках (ОПУ), исходя из уровней иерархической вложенности подразделений (см. рис. 1.);
- Путем детализации каждой из позиций ОПУ получить структуру БДР (см. рис. 2.).
Графически это можно представить следующим образом:
|
|
Что касается статей БДДС, то здесь логика ОПУ, скорее всего, не подойдет, так как последовательная очистка доходов от расходов по иерархии предприятия не имеет смысла для денежных потоков — у них своя природа. Для поступлений-выплат группировки могли бы совпадать с доходами-расходами в части факторов производства (оплата закупленных материалов, услуг сторонних организаций, выплата заработной платы) либо видов деятельности (выплаты по основной, финансовой и инвестиционной деятельности).
От чего хотелось бы предостеречь, так это от смешения критериев классификаций, используемых в БДР и БДДС. Однажды автор статьи, работая с печорским нефтедобывающим предприятием <Байтек-Силур>, столкнулся с тем, что формат БДР специалисты предприятия разработали так, как хотели сами, а БДДС им был предписан материнской компанией (<ЛУКОЙЛом>). В результате, в первом из них существовали группы <операционная, внереализационная и прочая деятельность>, а во втором — <основная, финансовая и инвестиционная>. Понять, как соотносится одна классификация с другой, было практически невозможно, что сильно ослабляло общую стройность бюджетной модели.
Здесь же играет роль и российская специфика — у нас еще не утряслись правила консолидации данных в группах компаний и общекорпоративной отчетности, откуда и появляется большой простор для фантазии (когда конструктивной, а когда — и не очень) при структуризации бюджетов.
Под объемными различиями понимаются разницы в суммах, проходящих по взаимосвязанным статьям БДР и БДДС. Например, если часть реализации предприятия проходит на условиях бартера, то суммы по статьям <Доходы от продаж> и <Поступления от продаж> будут отличаться на величину бартерных операций. Аналогичная ситуация складывается при использовании давальческого сырья — стоимость материальных расходов и оплат сырья поставщикам будет разной.
И, наконец, временные различия. Они заключаются в том, что финансовые результаты и связанные с ними платежи могут относиться к разным плановым и отчетным периодам (во всяком случае, при использовании в учетной политике принципа признания доходов-расходов <по отгрузке>). Проще говоря, поступления от реализации (к примеру) будут отличаться от доходов в течение периода на величину непогашенной дебиторской задолженности, а выплаты от расходов — на величину кредиторской (без учета амортизации и прочих <неденежных> расходов).
Таким образом, финансовый менеджер, строящий на своем предприятии бюджетную систему, должен проверять БДР и БДДС на соответствие указанным четырем критериям, а алгоритм его действий можно представить так:
- Формирование полного перечня показателей (как денежных, так и чисто экономических), имеющих место на предприятии, с разделением их на БДР и БДДС;
- Установление уровня детализации показателей (составление списка конкретных статей БДР и БДДС), исходя из степени управляемости каждой из полученных статей;
- Выработка принципов группировки статей обоих бюджетов;
- Определение возможных объемных различий в оборотах по статьям БДР и БДДС;
- Моделирование временных разрывов между движениями по статьям;
- Формирование окончательных структур БДР и БДДС и методик их составления.
Ответственность за финансовые и экономические показатели
Если мы проводим сравнение двух бюджетов не только по их природе, но и с точки зрения управления через них компанией, то никак не можем не коснуться темы ответственности за показатели, содержащиеся в этих бюджетах. В современной теории и практике менеджмента для распределения ответственности за бюджеты используется такой инструмент, как финансовая структура (она же — иерархия центров финансовой ответственности, ЦФО). Вкратце, финансовая структура — это взгляд на организационную структуру предприятия (а в более широком смысле — на его деятельность вообще) через призму того, кто и какие финансово-экономические результаты на предприятии порождает и, как следствие, способен нести за них ответственность. На основании такого рассмотрения всем подразделениям вменяется ответственность за затраты, некоторым — за доходы, а более крупным образованиям — за маржинальный доход, прибыль или отдачу на инвестиции. Возникают так называемые Центры затрат, Центры доходов, Центры маржинального дохода, Центры прибыли и Центры инвестиций, далее они складываются в иерархию по принципу постепенного образования финансового результата — финансовую структуру. Отметим, что такого подхода придерживается компания <инталев>, и он может отличаться от методик других специалистов.
Если вглядеться в описанную выше схему повнимательнее, то легко понять, что ЦФО, прежде всего, связаны с Бюджетом доходов и расходов (этого мы уже касались выше), тогда как денежные потоки в явном виде здесь отсутствуют. Действительно, подобная логика построения ЦФО акцентируется на ответственности за доходы, расходы и прибыль, и мы возьмемся утверждать, что невозможно разработать однородную структуру, равноправно управляющую и прибылью, и поступлениями-выплатами. слишком разная природа у этих двух хозяйственных явлений, и, значит, при попытке построить <универсальную> финструктуру обязательно будут нарушены критерии классификации ЦФО.
Однако задачу ответственности за денежные потоки никто не отменял, и необходимо просто определиться, как использовать для этого финструктуру, построенную на базе доходов и расходов. Здесь, на наш взгляд, возможны два альтернативных варианта:
- Компенсационный подход, когда поступления отождествляется с доходами, а выплаты — с расходами (только с точки зрения управленческой ответственности, а не по своему существу!). исходя из этого, Центры дохода отвечают также и за поступления (как бы компенсируют этим отсутствие <Центров поступлений>), а Центры затрат — за выплаты.
- Подход <от БДДС>, в рамках которого финансовая структура строится не по принципу образования прибыли, а по схеме движения денежных потоков. Например, если в финструктуре <от БДР> Центром дохода становится Отдел продаж, а Центрами затрат — вообще все подразделения, то <денежная> структура может редуцироваться вплоть до одного казначейства. Недостатком такого подхода является слишком узкий взгляд на предприятие, и подойдет он, скорее всего, лишь тем, для кого контроль ликвидности намного приоритетней управления прибылью.
И в этот момент опять нельзя не упомянуть отечественную специфику бюджетирования. В западных странах наиболее распространен компенсационный подход, поскольку там сложилась традиция (на наш взгляд, конструктивная) симметричного распределения ответственности и за Cash- flow, и за доходы-расходы. В России же финансовый менеджмент гораздо более централизован, и если за начисленные доходы и затраты ответственность и полномочия делегируются достаточно легко (слишком уж условная вещь эти доходы и затраты), то вот <живые> деньги обычно контролируются очень узким кругом людей.
Подчеркнем свою точку зрения, что такой стиль управления успешно решает краткосрочные задачи, связанные с ликвидностью, но ослабляет общую управляемость организации, поскольку отдаляет ответственность за определенные показатели от тех, кто непосредственно эти показатели порождает.
Но это, опять же, следующая тема для разговора.
Источник: «Справочник экономиста» № 9(27) сентябрь 2005