Автор статьи: Белянин Максим
«Все! Не могу! Накипело! Достали.» — кричала душа арт-директора. «Сколько можно! Это же надо! Это же для них все… Я им… А они! Вот недавно. Выслал все материалы, все как надо, по пунктикам расписал, где что сделать. Это — с таким разрешением, это — в таком формате, это — здесь, а этого — вообще никогда делать не надо. И что в результате? Все коту под хвост! А потом звонят какие-то дети и несут чепуху… Слышали бы вы эту чепуху…». Какой Король Дров?!!! (перевод-corel draw)>
А я стоял рядом и слушал. Все-таки любопытно, о чем это он. Уж больно искренне и от всего сердца — нечасто услышишь такое на рабочем месте. То есть обычно он сидит и делает себе что-то за своим компьютером, который, по-моему, больше чем он сам. И не потому что он (арт-директор) маленький. Просто компьютер очень большой и внушительный. Казалось бы все есть — сиди себе и работай вдоволь. Видать, и вправду накипело.
Собственно, стал я разбираться в чем дело. И удивился немало. Знаете, сколько может стоить разработка дизайана ? 400. Угадайте чего. Нет, рублей. А сканирование слайда — 50. Тех же рублей. Разработка логотипа и фирменного стиля — примерно тот же порядок. Но не торопитесь узнавать где обитает такая халява.
итак, суть следующая. Звонят нашему арт-директору и говорят: «вот мы тут макет сделали». А он что — он человек подневольный, действует согласно инструкции. «Высылайте!», — говорит. Потом смотрит — а там такое! (Смотри крики из начала статьи.) «Это кто ж вам такого наверстАЛИтак?» — «Сосед по даче! А по-моему ниче вышло.»
В общем за несколько лет его активной арт-директорской работы технически правильно подготовленных макета было …. по пальцам посчитать, уже и не говоря о некой «художественной» ценности. То есть остальные пришлось ему переделывать, причем многие практически от начала до конца. И дело тут не только в потраченном на доработку (или на «работку», когда как) времени, сколько в престиже профессии. Ну сами посудите. Сколько-то лет вы работаете, совершенствуя свое мастерство день ото дня, и тут конкурент. И даже не конкурент, а так — коллега. Вы думаете «О, здорово! Видать также ценит и любит свою работу, как я, может даже придумал что-то интересное — дай посмотрю». А тут — бац! Все вкривь и вкось. Да еще и деньги этому мерзавцу заплатили! Ну пускай даже пустяковые, но все же! Не говоря уж о том, что иногда и совсем не пустяковые, а прямо по рыночным расценкам.
В общем, конечно, и поведение заказчиков отчасти понятно. Если бы я был крутым парнем с большим сотовым телефоном и мне понадобилась бы реклама, и я, к примеру, ничего бы не понимал в дизайне, то я бы обратился к какому-нибудь другану, и он бы че-нибудь надизайнерил. Чисто чтоб нормально все было. Но если я, скажем, относился бы к собственному делу серьезно, то я бы пригляделся к его работе повнимательнее. Может быть, задумался, почему это я заплатил в 20-30 раз меньше, чем мог. Спросил бы чье-нибудь мнение. Может, действительно, профессиональные дизайнеры завышают цену сверх меры? Или приятель схалтурил?
Понятно, что мы, россияне, любим и друзей, и халяву. И может работа друга, сделанная на халяву, нам интереснее, чем эффективность рекламы. А может, наоборот. хорошо бы разобраться с тем, что именно нам важнее. И как этого добиться. Почему бы не узнать поподробнее, чего хотят от вас рекламные агентства? И чем хорошая, добротная верстка отличается от плохой и халтурной? Как насчет дизайна? Насколько исполнитель вашего рекламного проекта профессионален, если нарекания вызывает даже такая, в общем-то, мелочь, как техническая правильность макета?
Возможно, если вы — большой начальник, то у вас нет ни времени, ни желания обращать внимание на такую мелочь, как правильность макета и т.д., но обращать на это внимание должен ваш верстальщик, почему бы не этого потребовать от него? Понятно, что если Вы наняли человека выполнять работу «за компьютером» за 1000 зеленых в месяц, но бывает очень не легко взглянуть правде в глаза и признать его непрофессиональность. Но ведь не всегда бывает так, что человек, знающий компьютер лучше Вас, профессионал. Может, он просто пыль в глаза пускает. Я думаю, что многим людям просто в голову не приходит, что компьютерные профессионалы бывают разные, и сертификат Microsoft с большой и красивой печатью еще не говорит о знании основ дизайна.
А «халявных» верстальщиков понять тоже можно. Вот если бы вам предложили бы за 0 прыгнуть с шестом, вы бы не прыгнули? Ну и что, что не долетели бы — проблемы заказчика!
Единственные, кто не услышит слов оправдания и утешения из моих уст — сами рекламные агентства, которые грешат подобной практикой. Они все-таки профессионалы. Им халтурить в погоне за скидками просто неприлично. Рекламные агентства должны быть эталоном грамотной работы, им и деньги-то платят в основном за профессионализм. Я вообще не понимаю, зачем им халтурить, нанимая дешевых непрофессионалов. Ну не стоит так остро финансовый вопрос! Ну нет никакой необходимости экономить копейки, причем чужих денег. Если человек хочет сделать себе крупную рекламную компанию за смешные деньги — не пусть себе делает, только не с вами. Прибыли со смешных денег особой не получишь, а репутацию подмочишь. И в следующий раз к вам может придти не серьезный клиент, а тот, кого заинтересовал ваш предыдущий проект — 400 рублей за красивую такую «рекламу с очень дорогой фотомоделью». Вам это надо?