Автор статьи: Белянин Максим
Очень сильно ошибается тот, кто считает, что современный человек далеко ушел от своего исторического предка — человека несовременного. Еще больше заблуждается тот, кто считает магические и религиозные обряды древности просто глупостью. А совсем заблуждается тот, кто считает современные варианты этих обрядов современными, а не мумифицированными. Я попробую доказать вам, что реклама — одна из областей, в которую трансформировалась человеческая страсть к мистике и религии.
?Итак, что же это все означает? Все очень просто. Человек всегда стремился удержать себя. Зафиксировать. Найти, так сказать. раньше ведь как было — много обезьян и один вожак. Все обезьяны одинаковы, а вожак — исключительный. То есть некоторое самоопределение по крайней мере некоторых представителей налицо.
Затем — вожак, шаман и прочие. Зачем это было нужно? А чтобы лучше понимать разницу между собой и окружающей средой. раньше, когда мы с вами сидели на ветках, разницы не было — по крайней мере, некому было ее зафиксировать. А шаман уже претендовал на некоторое знание, иногда даже управление природой.
Кроме того, разные племена отличались разными обрядами и пр., тем самым выделяя себя. Но перед человеком со временем становился более важный вопрос — самоопределение. Вложено в нас такое стремление. Придумывались разные обряды инициации, посвящение в охотников, даже табу служили этой цели. Когда человек знает, какими свойствами он обладает, он успокаивается и некоторое время больше не увлекается самоопределением.
?Итак, достаточно ему «держаться» своих обычаев и обрядов, и он чувствует себя в порядке. А стоит чужаку нарушить табу — и все, все племя может вымереть от ужаса. Тем самым изменение своих свойств означает для человека потерю себя — а это самое ужасное, что может себе только вообразить человек. Абсолютно все бояться умопомешательства, бояться стать подконтрольным кому-то или чему-то, «потерять себя». Однако основа нашего мира — его переменчивость, так что сохранение тех или иных жизненных ориентиров сейчас невозможно не только на время жизни поколения, но и на более короткие сроки (достаточно вспомнит себя образца 1997 или 1989).
Вот и придумывают для этого обряды, в том числе и религиозные. Ведь как вы объясните с рациональной точки зрения такой всем хорошо знакомый факт, как, например, наличие священников? Ведь если исходить из той же религиозной литературы, то вы нигде не найдете и слова о том, что они нужны. По крайней мере, если не брать индусов. Нигде не сказано о посредниках между человеком и Богом. Зато если смотреть нерационально, то все очень правильно — мы перекладываем собственные устремления на некоторого человека в странных одеяниях, зато признанного большинством. То есть наше непременное условие самоопределения — религиозность — теперь как бы удовлетворена.
извиняюсь за столь продолжительное вступление, зато теперь станут понятны следующие мысли, собственно и побудившие меня написать эту статью.
?Итак, реклама. Она побуждает вас что-то покупать. Какие же механизмы в человеке откликаются на это? Понятно, что если вы показываете какого-то крутого бизнесмена, который пьет бульон из кубиков, то, очевидно, вы действуете на желание человека стать этим крутым бизнесменом и тем самым обманывая его подсовываете ему бульон. В чем тут обман, понятно — он же не становится бизнесменом.
Но отчего ему так хочется стать бизнесменом? Только не говорите, что он хочет стать богаче. Потому что тогда не очень понятно, что это значит, «богаче», и зачем это нужно. А если говорится, что так «все хотят», то тут мы и подошли к самому корню обсуждаемого вопроса.
Человек стремится, как уже говорилось, зафиксировать себя в каких-то рамках. раньше он был строителем или крушителем коммунизма, кто как. Еще раньше — выполняющим какую-то важную работу на поле или в церкви. Еще раньше он выполнял гораздо более важную работу — помогал солнцу вращаться вокруг земли своими обрядами (было и такое, причем не редко!).
А сейчас этот накопившийся заряд «важности» и делания самоопределиться уходит в трубу — возвращается к бульонным кубикам. Эта важность — самое глобальное и сильное, что есть в человеке. Она подвигала его на великие войны и великие открытия, и просто не может быть сейчас преобразована в бульонные кубики. Хотя бы потому, что этими устремлениями обладают и создатели рекламы для кубиков и, неосознанно, служат им. А так как это процесс глубоко бессознательный, то есть не могущий быть проконтролированным, то он безусловно рано или поздно выльется наружу. И это время будет временем больших перемен, возможно, многих постигнет судьба тех обезьян, которые не превратились в человека. Но подлинным преступлением будет считать, что столь великие человеческие чувства можно купить или продать.
Прошу не понимать меня превратно — я вовсе не против рекламы. Но нельзя забываться в таких делах. Абсолютно всегда человеческое бессознательное мощнее сознания и в любой момент может просто смести последнее, бросив человека в бессознательную бездну. И все это может случиться при отсутствии трогательного и внимательного отношения к собственным высоким устремлениям.
Так что можно собираться в группы PR-щиков, обсуждать, какие лопухи люди, обсуждать свои разрушительные методы бессознательного зомбирования. Но эта лавочка скоро прикроется — Человек не будет долго обманываться, особенно если интенсивность обмана многократно возрастает. Ведь бессознательные методики всегда обман — обещается одно, дается другое. И тогда тот, кто не успеет вовремя отскочить от этого «нечистого PR», будет раздавлен бессознательными содержаниями. Лови момент!