[описание и классификаци CMS]материал подготовил: Марат Давлетханов 10.12.2003
Программы для облегчения создания сайта существуют уже давно. Среди них есть и визуальные редакторы, самым известным из которых является FrontPage. Главным преимуществом этих средств разработки веб-проектов является доступность для непрофессионалов. И действительно, создать несколько страничек, соединенных ссылками, в редакторе FrontPage сможет практически любой пользователь ПК. Вот только все визуальные редакторы формируют лишь статические сайты, применение которых очень ограниченно. Что же делать, какой можно найти выход из сложившейся ситуации?
решением, устраивающим всех, оказались системы управления контентом* (Content Management System, CMS). Фактически, за этим термином скрывается автоматизированный редакторский комплекс, служащий для управления содержанием и структурой интернет-сайта в онлайновом режиме. Если же говорить простым языком, то система управления контентом — это «движок» сайта, набор скриптов, с помощью которых любой человек, не знакомый с интернет-технологиями, может полноценно работать с содержанием сервера в пределах выделенных ему прав доступа. Фактически, CMS обладает большинством плюсов статических и динамических сайтов — огромные функциональные возможности веб-сервера, его гибкость, относительная дешевизна разработки, простота поддержки.
Сегодня существует много различных CMS — как простых, так и очень сложных. Есть даже несколько вариантов классификации систем управления контентом. Наиболее распространено деление CMS на группы по типу разработки. Обычно выделяется три класса систем: модульные, специализированные и заказные.
Существует тр класса CMS
Модульные системы управления контентом предназначены для широкого круга веб-проектов. Первоначально владельцы сайта создают свой сайт на базовой, если можно так сказать, конфигурации «движка». Впоследствии, когда потребности уточняются, можно приобрести и подключить определенный дополнительный модуль, увеличивающий возможности по управлению контентом сайта. Со временем у заказчиков получается «движок», «заточенный» именно под их проект. Это и есть основное достоинство модульных систем. Другим их плюсом является постепенная оплата CMS — если нужна какая-то функция, то достаточно просто купить необходимый модуль.
Модульные CMS — универсальные системы
К специализированным системам управления контентом относятся полноценные CMS, ориентированные на какой-то один вид веб-проектов. именно подобные решения чаще всего применяются в современной электронной коммерции. Почему? Все очень просто. Специализированные системы управления контентом охватывают все аспекты деятельности в одной области, включая и очень специфические — такие, которые не реализованы в модульных CMS. И действительно, создатели модульных систем, рассчитывая на широкий круг пользователя, не могут охватить все особенности сферы деятельности каждого заказчика. Вот и получается, что специализированные системы предоставляют максимум возможностей для создателей сайта, оставаясь в то же время гораздо дешевле заказных.
Специализированные CMS полностью охватывают какую-то одну область
Осталось рассмотреть последний тип систем управления контентом — заказные. Главное отличие этого типа CMS — разработка с учетом целей, задач и пожеланий заказчика. Естественно, заказные системы — это самый удобный вариант практически для любого сайта. Вот только, к сожалению, далеко не всегда оправданный. Дело в том, что создание CMS — весьма недешевое удовольствие. Кроме того, на работу зачастую уходит довольно много времени.
Но давайте не будем зацикливаться на одном варианте классификации систем управления контентом, а рассмотрим другой, также имеющий право на существование. итак, все CMS делятся также на три части: простые системы, сложные системы, системы электронного документооборота.
Простые CMS позволяют только добавлять, изменять или удалять информацию с сайта. Сложные CMS, кроме этого, могут выполнять более сложные функции администрирования веб-проекта — например, изменение структуры сайта, разграничение прав доступа, а также являться инструментом для разработки новых веб-ресурсов.
Заказные CMS изготовляются для конкретного заказчика с учетом его требований
Гораздо сложнее устроены системы электронного документооборота. Их основной целью является оптимизация бизнес-процессов внутри предприятия. Публикация же контента на сайте — это всего лишь одна из возможностей, причем зачастую далеко не самая важная. Очень часто системы электронного документооборота интегрированы с общей информационной системой компании. В результате объединения всех этих частей в одно целое можно получить очень удобный инструмент для ведения бизнеса.
Возьмем, для примера, интернет-магазин. Допустим, какой-то товар поступил на склад. Одновременно данные о нем (вместе со всеми накладными) вносятся в бухгалтерскую систему предприятия. Затем на этот товар устанавливается определенная наценка, и рассчитывается конечная стоимость. Ну, а после этого происходит автоматическое обновление каталога интернет-магазина, в котором уже будет указан новый товар, его цена и количество экземпляров на складе. При оплате заказа происходит обратный процесс: данные с сайта поступают в бухгалтерскую систему компании, формируются все необходимые проводки, оформляются документы для продажи. Согласитесь, все это очень удобно и требует минимального внимания со стороны работников предприятия.
На сегодняшний день на рынке присутствует достаточное число систем управления контентом. В принципе, можно подобрать CMS практически для любого сайта. Конечно, иногда бывают случаи, когда ни одна из существующих систем не подходит. В этом случае приходится заказывать ее изготовление. В такой ситуации лучше всего обращаться в компании, специализирующиеся именно в области CMS, поскольку они могут создать требуемую систему на базе уже существующих. Это будет стоить меньше, чем изготовление «с нуля», да и времени займет меньше.