Если рассматривать интернет-индустрию как бизнес, то помимо услуг провайдеров и их рынка, существует еще два важных направления. Это контент-провайдинг (от англ. сontent — содержание) и электронная коммерция.
Что касается электронной коммерции, то сразу сделаем оговорку: как бизнес она существует лишь на Западе. В России пока нет универсального способа платежа в интернете, который был бы доступен для всех пользователей в любой точке страны. Существуют локальные (или точнее региональные) точки электронной коммерции в отдельных городах (например, в Москве): товар, проданный через интернет, может быть доставлен услугами специальных компаний, либо по почте и оплачен, к примеру, наложенным платежом. Помимо отсутствия единой платежной системы в Сети, существуют и чисто психологические факторы, тормозящие развитие e-commerce, такие как отсутствие у наших граждан традиции заказа через каталоги, а главное, их недоверие к покупкам такого рода.
Некоторые компании инвестируют разработку подобных платежных систем. Уже разработаны своего рода прототипы. Разумеется, наиболее преуспевают в этом западные инвесторы, стремящиеся освоить российский интернет-рынок в период его становления. По нашим прогнозам, у нас единая платежная система появится не ранее, чем через полгода.
Кто такие контент-провайдеры?
Контент-провайдерами обычно называют интернет-проекты, предоставляющие при помощи Сети информацию, бесплатно или за деньги. В российской части Сети наиболее распространен именно первый вариант. Развитие платного сектора в контентной индустрии у нас сдерживается относительно небольшим числом интернет-пользователей в стране. Платная информация, как правило, специализированная (например, финансово-экономическая) предоставляется ограниченным числом интернет-ресурсов, чья аудитория имеет на то потребность и потому готова за эту информацию платить. Для реализации услуг, как правило, используется механизм подписки — публикации, реже — оплата времени работы или объема полученных данных. По данным РОЦИТ, наиболее популярна информация, продаваемая информационными агентствами: РосБизнесКонсалтинг, ФинМаркет, МФД, Агенство консультаций и деловой информации, некоторыми СМИ, например, газетой «Moscow Times», а также брачными агентствами, службами знакомств и он-лайновых развлечений (эротика и игры).
спрашивается, о каком бизнесе может идти речь, если контент бесплатен? Тем не менее, именно этот сегмент интернет-рынка в России сейчас находится под пристальных оком западных инвесторов. Что же их более всего в нем привлекает и какие критерии являются показателями выгодности вложения денег?
На самом деле, создание бесплатного и даже платного контента в российском интернете на данный момент чрезвычайно невыгодное дело. Хотя один важный источник дохода все же существует — продажа рекламы. С другой стороны, контент-бизнес привлекателен тем, что очень дешев по затратам относительно, скажем, телевизионного или газетно-журналого бизнеса. И третий момент, весьма важный: в российском интернете, готовится почва для создания и развития рынка электронной коммерции. Сыграть на этом сейчас (то есть определить, какие из существующие сегодня проектов имеют наибольшие перспективы он-лайновой торговли, обладают всем необходимым потенциалом, чтобы сформировать вокруг себя «ядро» будущей торговой электронной сети, и вложить в такие проекты относительно небольшие средства) — означает в будущем приобрести многократно приумноженные источники дохода.
Теперь попробуем заглянуть в мастерскую контента и проанализировать, как «делается» этот бизнес.
Допустим, у нас есть цель, есть идея, теперь нужны средства. Каково минимальное количество ресурсов, необходимых для создания конкурентноспособного веб-проекта?
Если речь идет о создании обыкновенного контент-сайта, не требующего привлечения высококвалифицированных специалистов для создания сложных программных модулей, а также наличия мощной аппаратной платформы, то несколько десятков тысяч долларов плюс грамотная маркетинговая кампания позволят сегодня сделать проект, который в будущий век электронной коммерции можно будет продать за сотни тысяч.
Интересно, что для создания такого сайта не обязательно набирать большой штат сотрудников (как, например, в редакции газеты или журнала). Редактор, веб-дизайнер, программист, менеджер — в целом не более шести-семи человек — вот и вся команда. Все остальные участники проекта — внештатники, или как это модно говорить в он-лайн среде — аутсорсы (от англ. outsource, внешний источник).
интернет сегодня совершает революцию в принципах организации труда. Работодателю аутсорс обходится дешевле как по зарплате, так и по организационным издержкам: не надо тратить деньги на дополнительную рабочую площадь в офисе, покупку компьютера, платить лишние налоги. Выгодно и самому аутсорсу: его рабочее время не фиксировано, он может с помощью своего компьютера с доступом в интернет работать сразу в нескольких компаниях, причем в комфортных домашних условиях, за чашечкой кофе и т.д. Виртуальные сотрудники могут находиться как в одном городе с работодателем, так и в любом из городов нашей страны, где есть доступ в интернет, а также за ее пределами.
И все-таки, можно ли извлекать доход из веб-проекта уже сейчас?
Можно, хотя издержки он будет покрывать далеко не полностью. И это если вложить в проект не десятки, а сотни тысяч долларов, причем только в его раскрутку. То есть, на современном этапе развития российского интернета ситуация такова, что любой крупный веб-сайт (например, такого уровня как поисковая система) «по умолчанию» будет являться неприбыльным. Единственный серьезный источник дохода сегодня — продажа рекламы — не может окупить расходов на поддержание проекта в силу того, что услуги интернет-рекламы стоят несоизмеримо дешево по сравнению с Западом. Грубо говоря, если забить рекламой все страницы поисковой системы Апорт и результатов поиска на ней баннерами (как в общем сейчас и происходит), это все равно не окупит весь бюджет на разработку технологий, зарплату сотрудникам, программистам, оборудование и т.д.
Тем не менее, средства вкладываются, причем немалые. Деньги платятся с расчетом извлечь колоссальные прибыли с будущих площадок для электронной торговли. Есть также еще один немаловажный мотив вливания крупных сумм в развитие российского интернета. Сегодня интернет уже практически признали разновидностью СМИ, и не случайно, в обстановке идущих одна за другой двух предвыборных кампаний Рунет уже успел наглядно продемонстрировать свои возможности. Итак, ставка делается на новый канал воздействия на массы.
После создания и запуска проекта, набора команды и технического оснащения, наступает очень важный этап — проведение маркетинговой кампании или просто говоря «раскрутка» проекта.
Первый инструмент, который имеется в арсенале владельца сайта, желающего его раскрутить, — баннерная реклама. Которая всех уже достала. И, тем не менее, по-прежнему работает, особенно если запускать баннеры миллионами и знать некоторые хитрости в создании баннеров. По сравнению с прошлым годом российский интернет, действительно, перенасыщен баннерной рекламой. Если в 1998-99 гг. нормальным показателем считался CTR 3-4%, то сейчас 1% — (один из ста увидевших баннер нажимают на него) — это уже хорошо.
Сам рынок интернет-рекламы растет в геометрической прогрессии. В январе этого года его объем составил примерно 0,000, в феврале — 0,000 (50% рост). Го нашим прогнозам, в марте это цифра дойдет до 0,000, а в целом за этот год объем рынка составит где-то 3-4 миллионов долларов. наши предположения не совпадают с прогнозами ряда финансовых организаций, посчитавших, что весь рынок рекламы в 2000 г. в интернете составит чуть более 2 миллионов.
Рост объема рекламного рынка в интернете означает не только увеличение количества рекламы, но и постепенный подъем цен. Очевидно, что с каждом месяцем стоимость баннерной рекламы будет расти, как и стоимость всего российского интернета в целом.
Cекрет привлечения посетителей
Самый большой секрет привлечения посетителей на ваш сайт прост: предлагайте качественный продукт. Информация, размещенная на сайте, должна быть полезной и часто обновляться. Деньги, потраченные на регулярное обновление и наполнение сайта, могут реально принести больше прибыли, чем вложения в маркетинг.
Если вы предлагаете товар, то сайт должен давать всю необходимую потребителю информацию о нем. Если же вы продаете рекламные площади на вашем сайте, то он должен представлять интересный контент, который пользователю нелегко будет отыскать где-то еще. Сайт должен быть хорошо организован, быстро загружаться, и, пожалуйста, убедитесь, что все ваши ссылки работают. Если у пользователя возникнут проблемы с навигацией, с использованием приложений, интерактивностью, то, вероятнее всего, его постигнет горькое разочарование, и он больше к вам не вернется. И тогда самый лучший в мире маркетинг вам не поможет.
Конечно, нелегко собрать все необходимое на сайте с первого дня его жизнедеятельности — частично из-за ограничений в специалистах и бюджете, частично потому, что интернет продолжает быть огромной и для многих еще неизведанной средой. Жизнеспособность сайта означает его постоянное улучшение, «причесывание», обновление. интернет отличает то, что здесь выживает не самый сильный, а самый быстрый. Проблема здесь, что многие компании принимают стратегию, которая слишком консервативна и оборонительна. Вместо того, чтобы сразу ухватиться за уникальную возможность, они тратят слишком много времени на анализ. Реально, вы будете ошибаться 30% времени, и это должно быть «зашито» в технологический процесс. Существует множество подходов и методов, но главное, ваша работа должна быть организована так, чтобы решения принимались быстро и эффективно. ваша компания должна быть способна поменять свой курс в короткий срок. У компаний, увязших в бюрократии, мало шансов добиться успеха в интернете.