[работаем с SEObar]материал подготовил: Михаил Брод 06.04.2006
Почему для работ по оптимизации обязательно нужно иметь отдельное приложение либо доступ к интернет-сервису? Видимо, такой вопрос задали себе и разработчики из команды Developing.ru и сделали специализированную панель. И если аналогичные разработки (панели) «Яндекса», Google и других предназначены в первую очередь для решения поисковых задач, то SEObar предназначена для разработчиков сайтов. Ее назначение — помощь в выполнении работ по оптимизации сайтов. Ну а оптимизация — это не единовременная работа. При постоянно изменяющихся правилах поисковых систем по ранжированию сайтов требуется отслеживать их и приводить сайты в соответствие с новыми требованиями.
Установив приложение на свой компьютер, приступил к знакомству с его возможностями. И во время изучения попал на сайт «Лаборатории поисковой оптимизации». Хотя сам сайт оказался почему-то полунаполненным, но есть на нем несколько интересных документов, составленных и подписанных многими известными деятелями Рунета. Первый — хартия оптимизаторов. Вот что в ней говорится об оптимизации: «Поисковая оптимизация — это улучшение технических и контентных характеристик ресурса, которое приводит его в состояние, отвечающее техническим требованиям поисковых систем, лучшему соответствию их критериям в отношении позиционирования и наиболее вероятному ожиданию посетителей по контенту и удобству использования». Второй документ — кодекс оптимизатора, в который включено десять заповедей. Главная мысль, прослеживаемая в них, — обязательство быть честным при исполнении своей работы как по отношению к заказчикам, так и по отношению к посетителям сайтов.
Вполне вероятно, что эти положения были учтены и при разработке панели. Если брать в целом, то SEObar — это просто небольшое программное расширение браузера MS Internet Explorer, позволяющее реализовать дополнительные функции. Впоследствии помимо версии для IE была разработана и версия для Firefox. Программа бесплатная, установить и использовать ее может каждый. Что же она из себя представляет?
Во-первых, это быстрый доступ к различным ресурсам по оптимизации (чуть дальше мы их рассмотрим). Во-вторых, это поиск в различных поисковых системах — какая же оптимизация без поиска? И не только в поисковиках. Это поиск и в энциклопедии, и на сайте Searchengines.ru, поиск по самому сайту и выполнение перевода тестов. В-третьих — анализ сайта на Google, «Яндексе», а также средствами онлайновых сервисов.
Начнем по порядку. Какие средства и ресурсы по оптимизации предлагает эта панель? используя инструмент, вы можете получить статистику запросов на «Яндекс.Директ», «Рамблере», Google (причем не только на основном поисковике, но и на Mail.ru, который использует этот же движок), а также на сайте Punto. Зачем это нужно? А под какие слова и фразы вы будете «затачивать» содержимое ваших страниц? Какие слова и фразы на сегодня наиболее востребованы? Подобная работа с содержанием страницы не означает, что вы должны добавить в код любые наиболее востребованные сегодня слова. Отнюдь. Такая работа делается для того, чтобы оптимизировать ваш собственный текст в соответствии с теми поисковыми тенденциями, которые вы сможете обнаружить, используя предлагаемые сервисы.
Так, «Яндекс» предлагает статистику оценки количества поисковых запросов, содержащих или не содержащих те или иные слова за определенный период (обычно — месяц). Для получения статистики необходимо задать условия, на основе которых будут выбраны поисковые запросы. Эти условия задаются в виде фраз. А результатом станет множество поисковых запросов, каждый элемент которого будет удовлетворять следующим требованиям:
удовлетворяет хотя бы одной обычной фразе, то есть содержит все слова этой фразы и не содержит ее исключающих слов;
не удовлетворяет ни одной исключающей фразе, то есть не содержит всех слов ни одной исключающей фразы.
Анализ запросов мо
жно дополнить анализом по географии, что интересно в тех случаях, когда вы предполагаете позиционировать сайт для определенных регионов России.
Аналогичен анализ запросов и на Google. Очень часто этот анализ выполняют не только для оптимизации сайта, но и для определения, какую контекстную рекламу можно будет размещать через «Яндекс.Директ» или Google AdWords. А вот поиск на Punto преследует иную цель. Его задача — помочь вам найти опечатки, которые делают люди при вводе запросов. (Реальный пример: слово «агентство» очень часто вводится в поисковиках как «агенство». Если при оптимизации текстов на странице, имеющих какое-либо отношение к этому слову, использовать оба написания, то вероятность перехода посетителей на ваш сайт по неправильно введенному в запросе слову существенно увеличится.) На текущий момент реализованы поиск на соответствие слова целиком, в пределах 0-2 опечаток, поиск слов, содержащих заданную подстроку, и поиск наиболее близкого слова. Под опечаткой понимаются: замена, вставка или удаление буквы, а также перестановка соседних букв (при поиске по слову целиком).
Взявшись однажды за оптимизацию сайта, необходимо проводить эту работу постоянно
интересен также анализ страницы по частотности текста с учетом русской морфологии. Скрипт, выполняющий эту задачу, анализирует страницу, адрес которой вы должны будете ввести. В результате обработки будет сформирован отчет: заголовок страницы и входимость слов из заголовка в основной текст; сведения по ключевым словам и словам, входящим в тег <H1>; наиболее употребляемые на странице слова, отсортированные по количеству вхождений (при этом учитывается их морфология). В некоторых случаях будет полезно использовать этот сервис для выявления наиболее часто употребляемых вами слов — может, вы даже не подозреваете, какие слова у вас могут быть наиболее «искабельными». На этом же сайте есть еще один интересный скрипт, который автоматически формирует из заданного вами набора фраз или слов комплект неповторяющихся фраз для ссылок. Например, из слов «полезные ископаемые, мрамор, гранит, базальт» будет создан набор ссылок наподобие следующих:
Ссылка на сайт Promosite.ru приведет вас к бесплатной программе, которая позволяет строить таблицы по дням для отслеживания изменений позиций сайта в поиске. Для того чтобы ею можно было пользоваться, на компьютере должен быть установлен Perl с модулем LWP. Программа поддерживает поиск по «Яндексу», «Рамблеру», «Апорту», Google. Настроить ее несложно даже тем, кто не знаком с языками программирования. Достаточно в файле настройки вписать список запросов, определить поисковики, по которым вы хотите выполнять поиск, количество анализируемых страниц, адрес проверяемого сайта. В результате работы скрипта получается файл, содержащий позиции сайта по запросам и запускам для каждого поисковика (раздел «Мониторинг») и по запросам и поисковикам для каждого запуска (раздел «По дням»).
Быстро и легко получить статистику используемых слов можно с помощью небольшого веб-сервиса
А вот сайт SitePosition.ru, на который также дается ссылка в панели, является системой контроля позиций сайтов в поисковых запросах и рейтингах. Он помогает определять позиции в поисковиках, отслеживать их изменения, анализировать позиции одного или нескольких сайтов по конкретным запросам и следить за динамикой позиционирования в выдаче результатов поиска. Но это не все. Очень интересна возможность анализа позиций разных сайтов по одному и тому же запросу, а также сбор статистики по позициям сайта за некоторый промежуток времени. Сервис сохраняет позиции сайта с заданной частотой, анализирует изменение позиций за определенный период, выводит данные в виде динамических
таблиц и графиков, отсылает отчеты на указанный e-mail. (Дополнительные возможности, предоставляемые сервисом, — платные, в отличие от бесплатной системы контроля позиции сайтов.)
Какие еще интересности есть в этой панели? Переход на Semonitor. Еще один способ определения позиций на ведущих поисковиках. Переход на форумы, специализированные на вопросах продвижения сайтов (это Searchengines, форумы «Яндекса» и «Рамблера»). Здесь же переходы на сайты, специализирующиеся на размещении ссылок в каталогах и поисковиках Рунета, — 1ps и AddSite. А если хотите сами зарегистрировать свой сайт на поисковиках — переход на ссылки регистрации «Яндекса», «Апорта» и иных ведущих систем.
При продвижении сайта используется и размещение контекстной рекламы на поисковиках. Автоматизировать процесс подключения к этим услугам возможности нет, но получить по ним информацию, в том числе о ценах, можно. На эти страницы и ведут ссылки с раздела панели «Контекстная реклама». А кроме того — доступ к страницам тематических рассылок, сайтам, предоставляющим услуги по обмену ссылками, сервису по рассылке пресс-релизов и многое другое. Всем вы вряд ли будете пользоваться, но отдельные сервисы и службы могут занять почетное место в вашей коллекции ссылок.
Если вы хотите узнавать SEO-новости в момент их публикации, не отключайте «бегущую строку» — при подключении к интернету новости будут показываться в вашем браузере. А для сайтов, которые вы будете просматривать, панель выведет значение PR. Безусловно, этот инструмент не является единственно необходимым для проведения работ по оптимизации и продвижению сайтов. В то же время, постоянно находясь в панели управления браузером, он упрощает решение некоторых вопросов оптимизации.