[анализ маршрутов движения посетителей]материал подготовил: Марат Давлетханов 23.10.2003
изучая и анализируя аудиторию своего сайта, большинство веб-мастеров обращает внимание только на ее качественный состав (то есть пол посетителей, их возраст, социальное положение и так далее), и то, с каких серверов идут люди. В принципе, это очень важная и, безусловно, нужная информация. Но современные счетчики посещений позволяют проанализировать еще один, не менее интересный, аспект поведения посетителей веб-проекта. Речь идет о маршрутах, по которым люди путешествуют в пределах рассматриваемого сайта.
Для начала остановимся на средствах, которые позволят нам внимательно изучить основные маршруты движения посетителей сайта. В принципе, самым подходящим инструментом для этого являются «внешние» счетчики посещений, например, SpyLOG или Rax.Ru. Пользователю предлагается установить специальный код на каждой странице своего веб-проекта. Если он сделает это, то система, среди прочих данных, сможет показать ему маршруты движения посетителей по сайту. Конечно, рассматривать каждого человека в отдельности счетчики не позволяют. Да это, собственно, и не нужно. Для анализа нужны только общие, примерные маршруты. Давайте об этом и поговорим.
Наиболее интересна для анализа информация, полученная по новым посетителям сайта. Если же учитывать старых клиентов, которые уже достаточно изучили ваш веб-проект и навигацию по нему, результаты исследования могут оказаться сильно искаженными. Но как же отобрать новых посетителей среди всей аудитории сайта? Это проблема действительно достаточно серьезна. Ведь все счетчики посещений считают уникальными тех посетителей, которые появились на сайте впервые за текущие сутки. Но ведь постоянной аудитории совсем не обязательно посещать веб-проект каждый день. Выход из этой ситуации есть только один: осуществлять анализ маршрутов посетителей во время проведения активных рекламных компаний, когда приток новых людей на сайт очень велик. Ну, а новым, только открывающимся проектам, лучше сразу заняться исследованиями своей аудитории.
А теперь давайте перейдем к делу. Всех новых посетителей рассматриваемого сайта можно поделить на три группы.
Анализировать маршруты движения лучше у новых посетителей сайта
К первой группе относятся посетители, которые попадают на сайт и уходят после просмотра 1-2 страничек. Фактически, это люди, которые обманулись в своих ожиданиях. Они пришли на ваш сайт по рекламе, ссылке в каталоге или поисковой системе, но не нашли того, что им нужно. Если посетителей в этой группе достаточно много, нужно внимательно посмотреть, откуда они приходят. И в зависимости от этого пересмотреть рекламную кампанию (сменить площадку, задать другие условия таргетинга для показа баннеров и так далее), исправить описание сайта в каталоге или внимательно проработать ключевые слова и обновить данные в базе поисковой системы.
Вторая группа — это люди, которые приходят на сайт и начинают «метаться» с одной страницы на другую, то уходя вглубь, то возвращаясь наверх. Возможная причина такого поведения — неверно выстроенная система навигации сайта. То есть человек не понимает, где искать то, что ему нужно. Вот он и вынужден идти по одной «ветви» до конца вниз, потом, убедившись, что ошибся, перейти на другую ветвь… Конечно, для некоторых сайтов такое поведение посетителей вполне нормально. Особенно это касается новостных и информационных проектов. Ведь посетителей вполне могут интересовать разные темы, и они будут «прыгать»
с одной на другую. Другое дело, когда речь заходит об интернет-магазинах. В этом случае получается, что человек не понимает, где искать нужный ему товар. Так что большая численность второй группы аудитории — серьезный повод задуматься по поводу навигации. Вообще, навигация по сайту интернет-магазина — тема для отдельного разговора. Замечу только, что допустимым считается достижение потенциальным клиентом любого товара не более чем за 3-4 перехода.
Анализируя маршруты движения, можно сделать вывод об успешности рекламной компании
Под третьей группой подразумеваются посетители, которые достаточно уверенно находят нужный товар или информацию. Выражается это в четких и целенаправленных переходах сверху вниз. У этой группы практически не бывает «вихляний» из стороны в сторону по одному уровню навигации. В свою очередь, третью группу можно разбить еще на две части: на тех, кто не становится клиентами (или просто постоянными посетителями веб-проекта) и на тех, кто покупает товары или услуги и с удовольствием возвращаются на сайт снова и снова. Если первая часть третьей группы намного больше второй, то это тоже серьезный повод для беспокойства: людей вроде бы интересуют предложенные услуги (информация), но по каким-то причинам не удовлетворяют их (качество, ассортимент, цена). Хотя, конечно, и здесь очень многое зависит от типа анализируемого сайта. Так, например, для всех интернет-магазинов первая часть третьей группы всегда остается много больше второй, для информационных же сайтов разница должна быть не столь существенная.
Вот так, используя данные «внешних» счетчиков посещения, являющихся, по сути, сборщиками статистических данных, можно проанализировать аудиторию своего сайта. Результаты же этого анализа позволят сделать веб-проект более удобным для потенциальных клиентов. А это, в свою очередь, — верный (и, наверное, единственный) путь к успеху!