Автор статьи: Владимир Викторович Кочетков
>
Автор: эксперт Владимир Викторович Кочетков, доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой социологии международных отношений МГУ им. М.В. Ломоносова; директор института Независимых Финансовых и инвестиционных Советников, генеральный директор ООО <Комплекс-Маркет>. Этот материал будет также опубликован в журнале «Консультант», № 9 за 2005 год.
Попросив у японца в долг сто долларов, вы услышите <да>. Но не факт, что он даст деньги. Произнеся это, японец лишь информирует, что услышал ваши слова: <да, вы просите у меня сто долларов>. В бизнесе такое недопонимание будет иметь слишком высокую цену. Поэтому, сталкиваясь с представителями другой культуры, лучше заранее изучить национальные особенности.
Сегодня наиболее престижной и высокооплачиваемой является работа в сфере международного бизнеса. В ближайшее время все крупнейшие отечественные компании — <Газпром>, <Лукойл>, <Сибнефть> — станут транснациональными. Однако тесно сотрудничая с иностранцами, приходишь к выводу, что люди чужой культуры иной раз оказываются поразительно странными. Порой кажется, что с партнером совершенно невозможно достигнуть обоюдного согласия. Иногда из-за национальных различий стороны не могут заключить выгодный контракт. Но недопонимания можно и избежать.
Время — деньги
В разных странах совершенно неодинаково относятся к такой категории как время. Американский психолог Эдвард Холл критерием отношения ко времени считает величину допустимого опоздания на встречу. Он выделил 5 временных интервалов при опоздании в западных странах:
- время невнятного бормотания (вместо объяснения человек бормочет нечто нечленораздельное, так как опоздание незначительное) — до 5 минут;
- время небрежного извинения — до 15 минут;
- время легкой обиды — 20-30 минут
- опоздание средней грубости — до 40 минут;
- оскорбительное опоздание — свыше 40 минут.
К вопросу о времени характерен случай с американским послом в латиноамериканской стране. Он прибыл на встречу с министром ранее назначенного срока. Однако его не приняли и через 15 минут после оговоренного времени. Посол постарался дипломатично выяснить через секретаря, знает ли министр, что его ждут в приемной. Но это не возымело действия. Наконец, прошло 45 минут — то время ожидания, которое по американским меркам является свидетельством умышленного желания оскорбить человека. Посол наговорил грубостей, чем осложнил отношения. По мнению же министра, волноваться было совершенно незачем. Ведь 45 минут в Латинской Америке- это время <невнятного бормотания>.
В зависимости от отношения ко времени выделяют моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. В моноактивных культурах (Германия) менеджеры тщательно планируют свою деятельность в определенной последовательности, составляют расписания. В полиактивных культурах (испания) дела ведут в зависимости от сиюминутных предпочтений. Жители таких стран с легкостью нарушают расписания. Россия занимает промежуточное положение между этими двумя культурами. Например, договариваясь с партнером встретиться через неделю, русские менеджеры обычно говорят: <Давай накануне созвонимся>. Это означает, что не исключена возможность отмены назначенной встречи.
В культурах исламского мира время движется циклически: в соответствии с восходом и заходом солнца, сменой времен года. Менеджеры из этих культур не торопятся. Они следуют арабской пословице: <Когда Аллах делал время, он сделал его достаточно>. Для них совершенно неприемлема такая мотивация, как: <Торопись, а то опоздаешь!>, <Второго шанса может и не быть!>. Жители этих стран считают, что второй шанс есть всегда. А в следующий цикл человек будет мудрее и сможет лучше подготовиться. Яркими представителями реактивных культур являются Саудовская Аравия и Афганистан.
По одежке встречают
В западных странах сотрудники компаний позиционированы исключительно на личную выгоду. В то время как восточные менеджеры прежде всего исходят из соображений общего блага. Например, приветствуя друг друга, американцы представляются: <Адам Ричардсон, отдел оптовых продаж, компания <Майкрософт>. На Востоке же преобладает коллективизм. Соответственно порядок слов меняется: <компания <Сони>, отдел маркетинга, меня зовут Ямомото>.
Россия, которая расположена между Западом и Востоком, занимает промежуточное положение по шкале индивидуализма-коллективизма. Поэтому русские менеджеры ве