Автор статьи: Черкашин Павел
Базовые принципы
Когда полтора года назад наша компания выходила на российский рынок Web-услуг, перед ней стояла очень сложная задача — рынок, казалось, был уже поделен между несколькими крупными и большим количеством мелких компаний, конкуренция была огромной, а перспективы — туманными. Основная ставка была сделана на высокий технологический уровень и четкую организацию работ. Прошло полтора года и можно подвести первые итоги выбранной стратегии.
Ниже приведены базовые принципы, на которых строится процесс разработки корпоративных сайтов для крупных корпоративных заказчиков. Полуторагодовалый опыт разработок включает российские Web-сайты для таких компаний как Bosch, Canon, Merisel, Microsoft, Samsung, Symantec и многих других.
Работу по созданию Web-сайта можно условно разделить на три основные составляющие:
Рассмотрим более подробно каждую из них.
Информационное наполнение
Проблема информационного наполнения является ключевой при создании любого Web-сайта. Сущность проблемы заключается в том, что способы восприятия информации в различных средствах массовой информации сильно различаются. Вследствие этого материалы, разработанные для одной среды, не могут быть напрямую перенесены в другую без потери качества. Это выражается в форме подачи материала, методах категоризации информации, даже размере и типе шрифтов. В США и Западной Европе проблема разработки интерфейсов для различных сред выросла в целую науку, постигать которую наши специалисты только начинают. Можно предположить (и это видно по возрастающему интересу к проблеме со стороны заказчиков), что вопрос информационного наполнения интернет-ресурсов, который в настоящий момент в массе своей ложится на плечи заказчиков, становится серьезным отдельным направлением Web-бизнеса.
Интерактивность
Вторая составляющая (элементы интерактивности) обычно привлекает наибольший интерес, как профессиональных Web-команд, так и хозяев информационных сайтов. О ней постоянно пишут специализированные издания, издаются книжки и идет постоянное обсуждение в интернет. Тем не менее, за редким исключением, пользователей интересует информационное наполнение сайта. Интерактивные возможности оцениваются в той степени, в которой они облегчают или упрощают работу с информацией. Говоря математическим языком, «полезность» сайта является функцией информационного наполнения, но не качества оформления.
Можно привести много примеров «оформительского» подхода к разработке Web-сайтов и этим грешит любая компания, имеющая в своем распоряжении талантливых и ярких художников. Происходит это в первую очередь из-за интуитивного желания компенсировать скромность или откровенную нехватку информационных или интерактивных возможностей сайта уникальным художественным оформлением. Главное, чтобы функциональность или информационные возможности не были принесены в жертву красочному графическому решению.
С другой стороны нельзя недооценивать роль правильной подачи информационных материалов. Многие информационные проекты в сети потеряли (или так и не нашли) свое лицо из-за серого и невыразительного представления материала, проигрывая тем, что представляют аналогичные информационные возможности, но оформлены красочно и со вкусом. Таким образом, можно сказать, что правильное художественное оформление является необходимым, но не достаточным условием эффективного Web-ресурса.
Управление
Третья составляющая, управление процессами построения Web-сайта, вообще выпала из сферы внимания профессиональной аудитории. Возможно, опыт, накопленный российскими сетевыми менеджерами, еще мал и неустойчив. Рынок Web-услуг — самый молодой в области телекоммуникаций и компьютеров, правила на нем еще окончательно не определились. Должно пройти время, чтобы профессионалы начали анализировать свой прошлый опыт и делать на его основе какие-то выводы для последователей. Однако для корпоративных заказчиков, которым нужно решать сложные организационные и технологические задачи уже сейчас, это не является оправданием.
Сегодня я могу с уверенностью утверждать, что эффективное управление проектами является ключевым определяющим фактором успеха современной Internet-компании. В первую очередь это включает организацию информационного обмена между заказчиком и исполнителем, а также между отдельными структурными подразделениями обеих сторон (например, во взаимодействии Microsoft — ACTIS Systems в качестве заказчика и исполнителя участвуют более 10 подразделений со стороны Microsoft и 6-7 разработчиков со стороны нашей компании, а объем передаваемых в обе стороны документов может перевалить за сотню в неделю). Превознося возможности интернет как среды обмена и передачи информации, большинство из существующих компаний, работающих на рынке интернет в России, страдают от информационной разобщенности и несогласованности.
Масла в огонь подливает бурные темпы развития рынка. Любая мало-мальски успешная компания, заявившая о себе парой неплохих проектов, может рассчитывать на устойчивый приток клиентов. Что же говорить о «китах» этого бизнеса! Экспоненциальный рост приводит к резкому падению качества услуг, неразберихе в управлении проектами и связях с клиентами.
Специализация как наиболее возможное решение
В ближайшем будущем, когда «проблемы роста» основных компаний — участников рынка будут благополучно разрешены, начнет сформировываться специализация внутри рынка Web-услуг. Этот процесс можно разделить на две составляющие: внутреннюю (специализация среди специалистов внутри одной компании) и внешнюю (между компаниями на рынке). Если внутренняя специализация уже идет полным ходом, то внешняя еще только намечается.
Внутренняя:
Любая из работающих в настоящий момент компаний на рынке Web-услуг имеет четкую специализацию среди специалистов. Если еще 2 года назад компании на этом рынке состояли из «мастеров на все руки», способных взяться в одиночку и картинки нарисовать, и электронный магазин организовать, то сегодня качественный сервис требует от любой профессиональной компании четкой внутренней организации работ. В настоящий момент рынок испытывает жестокую нехватку квалифицированных кадров, способных быстро и эффективно удовлетворять возрастающие запросы клиентов. В целом, можно выделить следующих специалистов, за которыми охотятся большинство участников рынка (в порядке убывания дефицитности):
1. Художник. Человек, способный из чистого прозрачного файла размером 640Х480 или 800Х600 в формате PhotoShop создать видение будущего Web-сайта. Наиболее дефицитная профессия. Специалистов, задающих моду в этой области, а не следующих ей, в России всего не более десятка. Практический опыт показывает, что ни одного специалиста с высшим художественным образованием в этой десятке нет:
2. Менеджер по развитию бизнеса. За престижным и ни к чему не обязывающим титулом скрывается на самом деле ключевая фигура развития рынка интернет в России. Этот специалист способен развить новое направление, найти бизнес-партнеров для реализации сложных проектов. Проверить его очень просто — попросите найти банк, который согласится принимать кредитные карточки для электронного магазина. К сожалению, все настоящие менеджеры по развитию бизнеса или владеют собственными интернет компаниями или нашли себе более привлекательные возможности в других, более денежных, областях.
3. Менеджер по работе с клиентами (менеджер по рекламе как частный случай). Человек, способный понять, что же хочет получить заказчик, в конце концов, и организовать производство этого в условиях полной неопределенности является ключевым звеном процесса разработки Web-сайта. Многие из наших заказчиков, в основном международные корпорации, признавались после подписания контракта, что решающим фактором при принятии решения в нашу пользу послужило наличие на визитках людей, приходящих на встречу, должности — account manager, что говорит о том, что управление проектами есть хоть в какой-то форме. (К другой крайности относятся некоторые российские менеджеры, спрашивающие: «Акаунт менеджер — это шо, бухгалтер?»).
4. Программист и инженер по логическому проектированию. Квалифицированных специалистов в этой области однозначно больше, чем художников или менеджеров в силу того, что их исторически больше готовят в различных ВУЗах, однако найти их бывает не менее сложно. От натренированного взгляда не ускользнут обязательные атрибуты хорошего программиста — взъерошенные волосы и безумный блеск в глазах. Однако будьте бдительны: может это мимо переговорной прошел финансовый директор с квартальным отчетом!
5. HTML-редактор и корректор. Ни один из перечисленных выше специалистов не сможет выдержать той нагрузки рутинной работы, которая приходится на HTML-редактора. Бог видит, что эта профессия является вымирающей, однако в текущем состоянии технологий доверять серьезные корпоративные разработки редакторам уровня MS FrontPage нельзя! Только золотыми ручками редактора. К тому же он — последняя инстанция, способная уловить опечатку в корпоративном пресс-релизе заказчика.
Существует еще много разных Web профессий, причем их количество постоянно увеличивается по мере возрастания сложности реализуемых проектов. Однозначно одно — без четкой внутренней специализации компания уже сейчас не может предоставлять качественные услуги в области интернет технологий. Соответственно, посмотрев на наличие тех или иных специалистов в компании можно четко определить, в каких областях данная компания сильна, а где она может и подкачать.
И внешняя:
С другой стороны, на рынке намечается тенденция по разделению труда среди компаний внутри рынка. Можно однозначно утверждать, что 1999 станет годом активной специализации и партнерства между ныне непримиримыми конкурентами.
В ближайшее время задачи разработки и развития Web-сервисов компаний заказчиков будут более четко разделяться на несколько направлений, каждое из которых будет реализовывать отдельная компания — поставщик услуг или структурное подразделение одного холдинга (как это происходит в других областях — полиграфии, системной интеграции и т.д.). Вот основные из них:
1. Консалтинг и логическое проектирование. Задачи составления технического задания, определения бизнес потребностей, проведение тендера на субподряды и т.д. Все эти задачи для крупных корпоративных клиентов будут решать консалтинговые компании или независимые консультанты.
2. Художественное оформление и креативные разработки. Основным продуктом у дизайн-студий в их традиционном понимании будут идеи художественного оформления и маркетинга, визуального представления и интерактивного диалога с пользователями.
3. Программирование и техническая реализация. Чем сложнее будут технологические стандарты и функциональные возможности, тем больше ресурсов потребует реализация тех или иных задач. Компания, специализирующаяся на программировании, всегда сможет предложить более конкурентоспособные условия реализации сложного проекта.
4. Маркетинг и реклама. Построенное по принципиально другим законам, данное направление Web бизнеса всегда имело свою специфику и уже сейчас начало активно отделяться от других направлений. Скорее всего, именно в этой области появятся первые компании, которые объявят о своей специализации внутри рынка Web-услуг.
внешняя специализация необходима и неизбежна просто в силу того, что структурная организация бизнеса по этим направлениям принципиально отличается, как отличается работа программиста и художника, администратора и продавца. Специализированные компании будут более живучи и конкурентоспособны, предлагая в своей области самый лучший сервис по самой низкой цене.
Пара практических советов (только между нами)
Сегодня четкой специализации среди профессиональных участников на рынке Web-услуг нет. Все компании заявляют (по крайней мере формально) о возможностях по предоставлению качественных услуг во всех сферах интернет от «уникального художественного дизайна» до «проведения комплексных рекламных компаний» и «создания систем электронной коммерции». На совести компании-заказчика остается необходимость поиска за этими словами поставщика услуг, способного оптимально решить проблему из конкретной области. Наиболее простым методом выбора является изучение существующего у поставщика услуг опыта и технологических возможностей для решения конкретной задачи. Другим, менее очевидным на первый взгляд, но более действенным является изучение организационной структуры компании. Если офис представляет собой интересно оформленную студию, ключевыми сотрудниками являются художники, а в комплекте с Web-сайтом Вам предлагают разработать новый дизайн визиток взамен тех «дурацких», что Вы вручили на встрече — Вы можете рассчитывать на действительно уникальный дизайн, но технологическая сторона может сильно страдать. Если организационная структура потенциального поставщика услуг сильно напоминает системного интегратора, в предложении на Web-сайт указана необходимость прокладки выделенной линии и конфигурации почтового сервера, а «вот это наш художник» в 9:00 утра уже сидит на рабочем месте и в галстуке — не ждите эффективной рекламной компании или чего-то необычного в художественном оформлении. Когда же Вам говорят: «Главное не разработать Web-сайт, а раскрутить его, для этого у нас есть такие прекрасные возможности:» — перед Вами классическое рекламное агентство.
большинство серьезных заказчиков, давно играющих на рынке, чувствуют эту специализацию и интуитивно или осознанно отдают предпочтение той или иной компании при решении возникающих проблем. Тем не менее, бывает обидно за новичков, которые приходят на рынок, чтобы купить алоэ, а получают коалу просто потому, что никогда в жизни не видели ни того, ни другого. И самое обидное, что попробовав купленный (порой за большие деньги) товар в действии они не получат должной отдачи. В результате многие заказчики уходят с рынка с ощущением, что, либо они сами такие дураки, либо все остальные, которые заявляют о «серьезной коммерческой отдаче» и «максимальной эффективности» на самом деле подобны голому королю из соответствующей сказки.
Можно говорить о том, что отдельные направления Web-услуг не оформились еще в качестве независимых промышленных и научных дисциплин в силу того, что спрос на каждую из них по отдельности не может обеспечить оборот отдельной узко специализированной компании. До тех пор, пока рынок в целом не наберет некой критической массы, после которой количественный рост уже будет невозможен и придется развиваться за счет качества, выбор поставщика услуг для решения конкретных задач в области интернет будет представлять собой для любого корпоративного заказчика некое подобие рулетки. Главное, чтобы эта рулетка в России не приобрела форму «русской», когда на кон будет поставлен успех компании-заказчика.