Автор статьи: Булах Евгения
Проекты и интернет-проекты
Под проектом принято понимать определенную последовательность задач, направленную на достижение конкретных целей в течение заданного периода времени, с установленными требованиями к качеству результатов и возможными рамками расхода ресурсов. Соответственно, успешность реализации проекта целиком зависит от соблюдения этих трех основных условий:
1. Качество/Функциональность
2. Сроки
3. Ресурсы
В действительности же эти критерии достигаются далеко не всегда и не всеми. Так, по данным за сентябрь 1998 PM Network на основе анализа 23 000 проектов по разработке прикладного программного обеспечения, только 26 % из них были успешными, 28 % были провалены, а для завершения 46 % проектов необходимо было увеличить сроки и ресурсы либо снизить требования к функциональности, либо изменить все вместе. На российском рынке это соотношение несколько иное и представляется, на мой взгляд, таковым: ~10%-10%-80%. успешных проектов, как и проваленных относительно немного, поскольку большая часть претерпевает видоизменения в процессе выполнения — российский заказчик, в отличие от западного, более склонен вложить еще немного денег, пролонгировать сроки и получить желаемый результат, чем не получить ничего.
интернет-проекты, на мой взгляд, отличаются от традиционных проектов по созданию ПО/информационных систем. Если традиционный проект — это четкий план, строгая организация, жестко заданные параметры (например, проекты Microsoft), то интернет-проекты — это скорее импровизация, творчество и развитие. их характеризует высокая скорость реализации, высокие темпы изменений и высокий уровень неопределенности.
В интернет-проектах, как правило, определена лишь главная цель, общее направление, но отдельные задачи уточняются по мере достижения частных результатов. Заказчики/инициаторы часто не имеют четкого видения/детализации проекта в начале его развития, и только в ходе реализации их идеи кристаллизуются и находят точное выражение. Кроме того, стремительное изменение интернет-среды приводит к необходимости постоянного внедрения новых технологий. Все это требует от разработчиков гибкости мышления, импровизации и умения адаптироваться в постоянно изменяемых условиях.
Типы интернет-проектов
Рассмотрим классификацию интернет-проектов на основе следующих признаков:
По масштабу интернет-проекта можно выделить:
Небольшие проекты:
Затраты на разработку оцениваются в 300-1000 человеко-часов (ч/ч). Команда разработчиков состоит из 2-х-5-ти человек. Продолжительность проекта — 1 — 3 месяца.
Средние проекты:
затраты на разработку оцениваются в 1000-10000 ч/ч. Команда разработчиков обычно состоит из 5-12 человек. Продолжительность — 2-10 месяцев.
Крупные проекты
затраты на разработку оцениваются в 10000 — 30000 ч/ч. Команда разработчиков обычно от 10-ти человек. Продолжительность от 6 месяцев до 1,5 лет.
Очень крупные проекты
Затраты на разработку оцениваются свыше 30000 ч/ч.
Конечно, это деление достаточно условное. Масштаб проекта также определяется и его значимостью и статусом в ранге себе подобных. Для интернет-проектов характерен показатель длительности — в основном интернет-проекты относятся к разряду небольших проектов. Впрочем, сейчас с притоком инвестиций в интернет, идет тенденция к увеличению числа средних проектов. Крупных проектов пока достаточно мало.
Если называть конкретные примеры, то к небольшим проектам можно отнести — www.bmw.ru, www.sistel.ru, www.academy.ru. К средним — www.24×7.ru, www.i2i.ru,; К крупным проектам в Рунете необходимо отнести Яндекс и Рамблер. Ну а www.Amazon.com, несомненно, относится к разряду очень крупных проектов.
Существует и другой принцип определения размера проекта — стоимость. Примерная шкала для Рунета такова:
Активная конкуренции и борьба за место под интернетовским «солнцем» обозначила тенденцию так называемого «крэш-проектизма», когда интернет-проекты растут, словно грибы. У подобных проектов ограничения по срокам и/или ресурсам превышают норму более чем на 50 % и, как правило, это коммерческие и имиджевые сайты. В качестве собственного примера приведу опять же www.24х7.ru. Вообще, «крэш-проектизм» — это отдельная тема для разговора. Хочется лишь заметить, что в «крэш» может превратиться любой проект при неправильном планировании и управлении.
По бизнес-назначению я бы выделила: коммерческие, «полу-коммерческие» и корпоративно — имиджевые.
Коммерческие проекты подразумевают, что сайт является основным источником дохода либо играет важную роль в бизнес-модели компании. Задача при запуске проекта — как можно раньше появиться в Рунете, раскрутиться и привлечь максимальное количество аудитории. При продвижении данных проектах много средств уходит на рекламу и маркетинг. В качестве примеров можно назвать: интернет-магазины, которые имеют только виртуальные прилавки без физического представительства (www.24×7.ru , www.torg.ru , www.ozon.ru ), аукционы, B2B-сайты.
У «полу-коммерческих» проектов сайт не является основным источником дохода, но все же приносит реальные деньги. Это, например, интернет-магазины, имеющие реальные прилавки (например, магазин издательства «ЛОРИ»). Или некоторые магазины компьютерной техники и .т.п. интернет-магазин в этом случае не является основным источником продаж, а больше исполняет имиджевую роль.
К этой же категории можно отнести представительства в интернете тур-фирм (бронирование билетов, гостиниц, заказы путевок), сайты многих газет и журналов, предоставляющих пользователям платную информацию. К таким проектам, полагаю, относятся сайты, рассчитанные на достижение максимального числа посещений, — топ-листы, мэйл-сервера, новостные сайты, развлекательные сайты и т.д.- проекты, доход которых основан на размещении рекламы (в виде баннеров или еще чего-либо). Затраты на рекламу таких сайтов значительно ниже. Корпоративно-имиджевые сайты. Цель данных проектов — выгодно представить компанию в сети, разместив информацию о себе, полезную для клиентов или рекламирующую свою продукцию. Сайт в данном случае не является прямым источником дохода. Например, web-система «БиЛайна» (www.beeplus.ru, www.beelinegsm.ru, www.beeline.plus ) «.
Какова длительность разработки проекта с нуля, чтобы он был конкурентно способен (по типам)
Время разработки проекта зависит от сложности проекта, от набора требуемой функциональности, от новизны задач, от необходимости применения новых технологий и т.п.
Нужно различать два понятия — время, которое требуется на запуск интернет-проекта и время, которое требуется на полную разработку интернет-проекта.. В отличие от коробочного ПО, для интернет-проектов характерен поэтапный выпуск, когда разработка проекта разбивается на несколько логических этапов. Во время запуска проект должен содержать набор минимальной функциональности, ниже которой его конкурентно-способность близка к нулю. Особенно это показательно для коммерческих проектов, где временной разрыв между запуском и окончанием может быть достаточно существенным.
Минимальный срок для запуска несложного (например, имиджевого) проекта составляет около месяца, для проекта средней сложности (коммерческие и полу-) — от 1-3-х месяцев, для сложных проектов — от 3-6 — ти месяцев и выше.
Нередко встречаешься с предубеждением, что чем больше человеческих ресурсов будет затрачено на разработку проекта, тем скорее его можно завершить. У нас в компании на это существует одна показательная поговорка: 9 беременных женщин ребенка за месяц не родят. У проекта есть свой срок развития, не зависящий прямо пропорционально от количества задействованных людей. А переизбыток ресурсов, так же как и недостаток, отрицательно влияет на ход проекта.
Сколько проект может стоить (только разработка, разработка и сопровождение). Только оценки порядков.
Стоимость проекта складывается из нескольких составляющих:
Стоимость разработки обычно оценивается методом подсчета затраченных человеко-часов * на определенную стоимость специалиста в час, установленную в компании для продажи проектов. Для Рунета эта цифра составляет примерно — в час. Стоимость крэш-проекта, как правило, превышает норму в два-три раза. Полагаю, что у каждой компании есть свой определенный минимум стоимости. Но возможны и исключения, в случае если проект окажет положительное влияние на имидж компании.
Затраты на стоимость hardware & software зависят от типа проекта.
Если за единицу отсчета взять стоимость разработки проекта (100 %), то для коммерческих проектов (для которых требуются высокопроизводительные сервера и технологии) стоимость оборудования составляет 10-15%, а стоимость необходимого ПО может доходить до 40 % и более от стоимости разработки при использовании коммерческого ПО — коммерческих серверов БД (например, Oracle, Informix), серверов приложений (WebSphere, WebLogic) и т.д. Для корпоративно-имиджевых проектов стоимость размещения сайта обычно не превышает 5-10 %, так как сайт данного типа, как правило, устанавливается на выделенном оборудовании фирмы-заказчика или провайдера и использует его ПО.
Стоимость маркетинговых исследований и рекламных компаний может превышать стоимость разработки в несколько раз (на коммерческих проектах), а может составлять небольшой процент или быть равной нулю (для корпоративно-имиджевых).
Оценки порядков стоимости проектов уже приведены выше.
Что является определяющим при выборе платформы (знания команды, эффективность решения или вообще такие факторы, которые к самой процедуре разработки отношения не имеют)
Выбор платформы для интернет-проекта зависит от нескольких параметров:
1. Профильной технологии компании-разработчика
Компания может профилироваться на базе одной или нескольких операционных систем (Unix и/или Windows). Также возможно использование одной или нескольких технологий разработки проектов, самыми распространенными из которых являются:
Windows/ASP/MSSQL
Unix/perl-PHP/MySQL- PostgreSQL- Informix
Unix/Java-JSP/Oracle
2. Знаний ядра проектной команды (разработчиков + руководителя)
3. Предпочтения клиента
4. Эффективности решений
5. Трудоемкости технологии
Примерчики наиболее типовых успешных и неуспешных проектов (лучше из вашего опыта, но можно и чужие).
Понятие успешности достаточно относительное, о котором я уже упоминала выше. Если за критерий взять два параметра — функциональность и популярность ресурса в целевой аудитории, то успешными можно назвать www.ozon.ru, www.24×7.ru, www.molotok.ru. успешность с точки зрения функциональности необходимо рассматривать прежде всего с позиций:
Впрочем, качество разработки не всегда является обязательным условием популярности ресурса. Популярность, помимо «хорошо сделанной» работы обеспечивается рекламными кампаниями и брэндом. Понятие «неуспешности» также достаточно относительное. А примеры на ваш взгляд неуспешных проектов Вы можете обнаружить в сети сами.
Разбивка по времени стадий проектирования и внедрения и их взаимосвязь
Из личного опыта разработки проектов, соотношение между этапами проектирования, разработки, тестирования и внедрения получаются примерно следующие:
В интернет-проектах, вследствие стремления их быстрого запуска, наблюдается тенденция к занижению времени тестирования системы. Часть стабилизационного этапа системы приходится уже на время ее запуска и тестерами становятся реальные пользователи.
ваша оценка вознаграждения команды и ее доля в общей стоимости проекта
Мотивация команды разработчиков является необходимым условием успешности проекта. Материальный стимул является не последним фактором, влияющим на производительность труда и отдачу от разработчиков.
Фонд вознаграждений проектной команды составляет примерно 30 % от стоимости разработки проекта. Как правило, фонд состоит из 2-х частей — постоянных выплат в ходе проекта (заработная плата) и дополнительных выплат. Порядок дополнительных выплат обычно устанавливается в начале проекта и может варьироваться в зависимости от проекта. Примерами дополнительных выплат могут служить оплата в ходе проекта запланированного или обоснованного овертайма (по удвоенным ставкам), премии разработчикам по итогам проекта. Распространены непрямые вознаграждения в виде повышения зарплаты или роста по служебной лестнице и т.п.
Существует ли аудит проектных решений, если — да, то в чем он заключается
Аудит проектов необходим. Для этой цели в компаниях, занимающихся веб-билдингом, существуют позиции технического директора и арт-директора,( и + соответствующие советы), которые принимают участие как на стадии проектирования, так и на стадии разработки проекта. Они должны направлять компанию по нужному технологическому пути развития и все технологии, которые применяются на проектах, должны пройти через их руки и головы.