При выборе системы управления контентом следует определиться, какие критерии наиболее важны. В сравнениях CMS, публикуемых на некоторых сайтах, и в рекламных материалах чаще всего описываются не те параметры систем, которым следует уделить особое внимание заказчикам. При этом всегда следует помнить об особенностях сравнения бесплатных и коммерческих CMS. Многие материалы о коммерческих системах носят откровенно рекламный характер и публикуются за деньги, в то время как за рекламу бесплатных решений практически никогда не платят.
В первую очередь при выборе системы управления контентом следует останавливаться на распространенных и популярных решениях. В этом случае вы легко найдете при смене разработчика нужных специалистов. Кроме того, популярность системы свидетельствует о том, что многие при сравнении вариантов выбрали именно ее, и вы можете последовать их примеру. О распространенности той или иной системы можно судить по обсуждениям на различных профессиональных форумах. Оценивая популярность системы, следует по возможности оценить и изменение этого параметра в последнее время. Понятно, что система с растущей популярностью предпочтительнее системы, популярность которой снижается.
Выбранная CMS должна обеспечивать реализацию задуманных функций, но особенности этой реализации не так важны. Квалифицированный разработчик может создать практически любой сайт с помощью любой CMS, вопрос только в стоимости разработки, которую и следует учитывать. Точно так же разработчик может существенно переработать средства добавления и редактирования контента, которые используются для управления сайтом. В результате многие особенности CMS не так важны, как это пытаются представить их разработчики. Главное, чтобы специалисты, создающие сайт, знали эти особенности и представляли, как с их помощью реализовать задуманное.
Требования, предъявляемые CMS к хостингу, следует изучить особенно хорошо. Лучше, если сайт нормально работает на самом обычном виртуальном хостинге с поддержкой PHP и MySQL. Любые нестандартные настройки, требующиеся для работы CMS, затрудняют обслуживание сайта и смену хостинга в случае необходимости. Помните, что хостинг на основе Windows не так распространен и в большинстве случаев дороже, чем при использовании Unix. Некоторые системы требовательны к ресурсам и могут потребовать отдельный сервер даже при сравнительно небольшой нагрузке. Проблем в этом случае, в принципе, нет, просто стоимость хостинга будет дороже.
Практически все современные сайты предполагают работы по поисковой оптимизации, и далеко не все CMS облегчают проведение таких работ. Возможности, заложенные в некоторые системы, облегчают поисковую оптимизацию (SEO), и это следует обязательно учитывать при сравнении и выборе CMS. Конечно, идеальных систем с точки зрения SEO не существует, поэтому основная нагрузка по оптимизации ложится на разработчиков сайта и оптимизаторов, а не на используемую систему.
Важнейшим фактором, определяющим выбор системы, является ее стоимость. При этом нужно учитывать стоимость самой CMS, стоимость разработки на ее основе сайта и стоимость поддержки данного сайта в течение определенного времени. Чаще всего при расчетах берутся затраты на поддержку в течение двух лет. Вполне возможно, что общая стоимость для бесплатной системы будет достаточно высока, так как разработка сайта с помощью имеющихся в системе возможностей обойдется неоправданно дорого. На практике, однако, чаще всего использование коммерческих систем обходится намного дороже, чем работа со свободно распространяемыми аналогами. О конкретных вариантах выбора систем управления контентом рассказано в следующей части статьи