Автор статьи: Долотин Игорь
>
Доклад «Система управления контентом на базе технологии
Lotus Notes/Domino R5″
Форум технологий Lotus Notes/Domino R5 (1-2 ноября 2000 года)
- Введение.
- Системы управления контентом web-сайтов.
- Реализация системы управления контентом на основе технологий Lotus Notes/Domino R5: проект корпоративного сайта АКБ «Пробизнесбанк».
- Заключение.
1. Введение
Бурно развивающийся электронный бизнес (e-business) дает стимулы не только для перевода традиционных и веками устоявшихся бизнес-процессов на новые рельсы, но и предъявляет повышенные требования к обеспечению инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию реального предприятия с его виртуальным продолжением. Причем IT-отделам компаний приходится буквально ежедневно отслеживать события в сфере hi-tech, чтобы адекватно корректировать способы ведения бизнеса, тем самым не давая преимуществ конкурентам. Легенда мирового бизнеса, Председатель совета директоров и Генеральный директор General Electric, Джон Фрэнсис Уэлч сказал: «Когда скорость изменений рынка превосходит скорость изменений организации — катастрофа не за горами».
Электронный бизнес делится на две составляющие: e-commerce — исполнение онлайновых транзакций и продаж, и e-collaboration — онлайновое общение и совместная работа. Как известно, технологии IBM направлены на решение задач e-commerce, в то время как технологии «дочки» IBM, Lotus Development, специализируются на проблемах e-collaboration. И надо отдать должное компании Lotus: на сегодняшний день она объективно является лидером в подавляющем большинстве областей e-collaboration, таких как средства электронного документооборота и управления потоками работ, использование беспроводных технологий для доступа к данным, разработка web-решений, управление знаниями и другие.
2. Системы управления контентом web-сайтов.
Я хотел бы затронуть вопрос реализации средствами Lotus именно web-решений, а точнее — систем управления контентом.
Современные тенденции построения web-сайтов направлены в сторону создания динамических web-сайтов, хотя до недавнего времени создавались в основном статические. Под динамическими сайтами понимается структура, в которой бизнес-логика отделена от информационного наполнения (контента). Наоборот, статическими называются сайты, в которых элементы дизайна и контент жестко связаны с бизнес-логикой. Для внесения даже самого незначительного изменения в информацию, размещенную на статическом сайте, необходимо привлекать специалистов, владеющих определенными навыками (например, навыками html-кодирования), что недешево и не всегда осуществимо, в то время как для редактирования информации динамического сайта, при разумном проектировании его структуры, вовсе не обязательно обращаться к IT-отделу компании. Как правило, разработка статических сайтов обходится заказчику в довольно небольшую сумму, однако стоимость фазы поддержки иногда перекрывает затраты на разработку в несколько раз. С другой стороны, создание динамического сайта обойдется несколько дороже статического, но его поддержка, в силу указанных причин, не будет дорогой. Тем самым, существует как бы две крайности в размерах сумм затрат на реализацию internet-проектов. Но есть и третий подход, который, как показывают оценки, занимает промежуточное положение.
Сегодня очевидно, что стремительное развитие информационных технологий радикально ускорило динамику бизнес-операций и информационных потоков. Следовательно, возникает критически важная для ведения бизнеса задача предоставления актуальной информации в нужное время в нужном месте web-сайта. Возникает необходимость реализации системы оптимального создания, управления и паблишинга информации. Подобные системы принято называть системами управления контентом web-сайта. Они и обеспечивают упомянутый третий подход.
В основе типичной системы управления контентом лежит трехзвенная клиент-серверная архитектура.
Основными функциями системы управления контентом являются:
- создание контента;
- управление контентом;
- паблишинг контента.
Сегодня на рынке существует несколько готовых решений задачи управления контентом разной функциональности и предназначенных для систем разного рода. В качестве примеров можно назвать следующие продукты:
- CommerceOne;
- Microsoft Site Server;
- Documentum 4i;
- TurboPress;
- Open Market;
наша компания, компания Actis Systems, тем не менее, преследует идеологию создания оригинальной системы управления контентом для каждого проекта. Это позволяет наиболее оптимально и удобно для заказчика решать проблему управления информационным наполнением.
3. Реализация системы управления контентом на базе технологий Lotus Notes/Domino R5: проект корпоративного сайта АКБ «Пробизнесбанк».
В силу особенностей технологии, сайты, созданные на платформе Lotus Notes/Domino R5 изначально являются динамическими в терминах, рассмотренных выше. Операция html-кодирования отсутствует в принципе, тем самым изрядно сокращаются затраты на разработку лотусовых web-сайтов, а разработчик оперирует лишь типовыми объектами, изменяя их свойства нужным образом. Средства разработки Lotus позволяют относительно быстро создавать нужные структуры с требуемым функционалом, что дает право называть Lotus Designer R5 — RAD-средством (Rapid Application Development) разработки.
Система управления контентом на базе Lotus Notes/Domino R5, по сути, представляет собой структуры, облегчающие работу с информацией, а также объединения элементарных операций среды Lotus в сервисы, позволяющие незнакомому с Lotus человеку производить редактирование и паблишинг информации сайта. Последнее обстоятельство дает возможность для поддержания системы в актуальном состоянии обращаться к помощи неквалифицированных сотрудников или даже использовать аутсорсинг.
Наряду с «традиционными» продуктами линейки Lotus такими как Lotus Notes R5, Lotus Domino Designer R5 и Lotus Domino Administrator R5, для создания и поддержки лотусового сайта в зависимости от требований к системе уместно использование и других продуктов. Например, если создание и наполнение сайта контентом осуществляется в компании со сложной организационной структурой или, скажем, в каком-либо издательстве, где существует несколько уровней утверждения документов и необходима совместная работа нескольких авторов, идеальными решениями являются Lotus QuickPlace или шаблон TeamRoom, служащие для организации единого виртуального рабочего пространства групп сотрудников, работающих над одним проектом. В случае если предполагается создание и поддержка мультиязыкового сайта, незаменимым инструментом оказывается Lotus Global Workbench. Наряду с онлайновым редактированием информации, используя такой продукт линейки Lotus как Domino Off-Line Services, можно вносить изменения в контент сайта в режиме офлайн и посредством механизма репликации синхронизировать информацию локальной реплики сайта с репликой сервера. Этот механизм особенно актуален если соединение с сервером нестабильно, что есть частая реалия в России, да и не только. Если же сайт интегрирован с корпоративными хранилищами данных в виде реляционных СУБД, то при организации поисковых функций будет незаменим Lotus Extended Search.
из этих примеров видно, что спектр возможностей, реализуемых продуктами Lotus в области создания web-решений, весьма широк.
Перейдем непосредственно к одному из проектов, реализованному не так давно Actis Systems.
Речь пойдет о проекте создания корпоративного сайта акционерного коммерческого банка «Пробизнесбанк». На этом примере мне хотелось бы показать один из возможных вариантов, вариантов далеко не самых сложнофункциональных, реализации системы управления контентом web-сайта на базе технологии Lotus Notes/Domino R5. Данный проект уже является действующим, и его можно найти в интернете по адресу http://www.prbb.ru
Вкратце остановлюсь на структуре сайта АКБ «Пробизнесбанк».
Главная страница представлена на следующем рисунке:
Как можно видеть, она имеет четыре основных раздела: ссылки на разделы «О банке», «Новости», «Координаты» и английскую версию сайта, а также на разделы Feedback («обратная связь»), поиск и карту сайта, которые образуют верхнее меню, слева присутствует основное меню контента сайта, в середине — новостной раздел, и, наконец, справа — промо-раздел для анонсирования важных событий, произошедших в банке. Типичная внутренняя страница представлена на следующем рисунке:
Ее структура следующая: сверху, так же как и на главной странице, меню основных разделов и функциональных сервисов, слева — область отображения контента и справа — навигационное меню.
Основная цель, которая ставилась перед разработчиками системы управления контентом в данном проекте — очевидно, максимально снизить долю ручного труда при поддержке сайта и довести систему до уровня, позволяющего работать с сайтом людям, не знакомым в деталях с Lotus Notes. Объективно говоря, эта цель была нами достигнута.
Разработанная система имеет следующие функциональные возможности:
- создание страниц сайта по различным формам;
- управление документами как целым;
- установка навигационных связей между страницами сайта;
- автоматическая переадресация входящих feedback-сообщений по внутрикорпоративной почте Lotus;
- автоматическая архивация новостей;
- автоматический апдейт новостного раздела и курсов валют на главной странице;
- автоматическое обновление карты сайта;
- автоматическое обновление навигационного меню при создании новых разделов и/или подразделов;
- управление отображением информации в документах;
- ведение базы статистики посещений сайта;
и многие другие.
Каждый тематический раздел сайта был выделен в отдельную лотусовую базу данных. На этапе разработки лотусовой реализации дизайна (а он, как вы можете видеть, не вполне традиционен для лотусовых сайтов) мы столкнулись с большими проблемами по оптимизации сайта для работы под браузером Netscape Communicator (наверное, многие, кто вел web-разработки сталкивались с тем, что нечто, прекрасно работающее в Internet Explorer, упорно не хотело корректно работать под Netscape Communicator). Одно время пришлось склоняться к мысли, чтобы разрабатывать параллельно два варианта сайта под каждый из браузеров, тем самым существенно увеличивая стоимость проекта, однако возникшие трудности были все же преодолены. И тем не менее, некоторые лотусовые страницы и по сей день существуют в двух вариантах. Сама система управления контентом распределена по всем базам данных сайта: отдельные сервисы предназначены для обслуживания соответствующего контента базы данных. Есть и общие элементы: например, представления, система создания документов, система создания навигационных связей и т. д.
Рабочим ПО для нашей системы управления контентом служит Lotus Notes R5. После обычной процедуры авторизации, пользователь оказывается в среде Notes, где открывает нужную базу данных сайта. После этого нет никаких препятствий к работе с контентом сайта. Типичный вид интерфейса системы управления контентом в Lotus Notes показан на следующем рисунке:
На следующем рисунке показан документ, в поля которого пользователь системы вносит необходимые данные и определяет значения служебных полей. Служебные поля регламентируют появление нового документа или его частей на сайте, в каталоге сайта, в навигационном меню или карте сайта, а также его навигационные связи с другими документами сайта.
В ходе работы над системой было неизбежно появление универсальных программных модулей, которые в дальнейшем могут быть использованы для построения более крупных сервисов при дальнейшем развитии системы.
Средствами разработки системы являлись Lotus Domino Designer R5 и JavaBuilder. Разработка велась преимущественно на «родных» языках Lotus — LotusScript, языке @-формул, а также на JavaScript и Java.
4. Заключение.
Очевидно, созданная система управления контентом проекта корпоративного сайта АКБ «Пробизнесбанк» не является верхом функциональности и совершенства — она открыта для развития. Однако и текущая реализация дает, по нашим оценкам, сокращение временных затрат на управление контентом порядка 30-40%. В перспективе, по мере увеличения динамики бизнес-процессов и усложнения web-систем, задача оптимального управления их информационным наполнением приобретает стратегический характер для бизнеса. Можно сказать, что решение о создании системы управления контентом для интернет-проекта — это бизнес-решение, определяющее реакцию проекта на влияние извне, а значит во многом обеспечивающее жизнеспособность самого проекта.