На данный момент можно назвать условно 3 подхода касаемо оценки usability в дизайне интернет-сайтов:
1. «Красивый дизайн»:
В качестве основной задачи выступает создание внешне привлекательного вида Интернет-ресурса, при ориентировке на определенные визуальные вкусы пользователей.
Недостатки: отход на второй план достижений ИТ, снижение их взаимодействия с общей концепцией юзабилити; мера удовлетворенности от оценки внешнего вида наделена тенденцией к сильному понижению из-за недоработок в отношении совместимости и технической основы интернет-проекта.
Преимущества: запоминающееся оформление интернет-ресурса.
2. «Удобный дизайн»:
Главная задача — достичь наибольшего уровня accessibility интернет-сайта устранением преграды несовместимости между техническими комплектациями потребителей и разработчиков.
Недостатки: вынужденность ограничения решений для дизайна.
Преимущества: предельно большой охват аудитории пользователей, простота и доступность в использовании.
3. «Альтернативный дизайн»:
Главная задача — разработать оригинальный дизайн через дистанционное маневрирование между альтернативой и стандартом.
Недостатки: риск попасть «в зависимость» от сложившихся стандартов касаемо дизайна либо постоянных поисков альтернативного дизайна.
Преимущества: получение представления про ситуацию благодаря постоянному изучению устоявшихся стандартов, приспособление к среде.
Что такое usability?
Доводилось ли вам, дорогие читатели, поселиться в гостинице и с изумлением обнаружить, что отсутствует душ в номере, а один-единственный санузел расположен на этаже? Или было ли такое, что Вы наведывались в кафе спокойно покушать и для отдыха от бытовых проблем, и, ужасаясь, обнаруживали, что невозможно подвинуть стульчик к столу так, чтоб не надо было тянуться за тарелкою метра на три по той причине, что стул привинчен к полу?
Наверное, аналогичные или подобные ситуации бывали почти у каждого из нас. Естественно, отсутствие определенных простейших условий комфорта, которые удовлетворяли бы нуждам пользователя услуг, является немалым недостатком для того, кто данные услуги предоставляет и при том берет определенную плату за пользование ими.
Разумеется, что сколь бы дорогими и элитарными услуги не были, они все непременно должны находится в соответствии с представлениями потребителя в плане удобства, практичности, быстроты, результативности и других критериев, которые относятся к сфере оказания услуг. В бытовой нашей жизни отсутствие перечисленных критериев мы обычно называем дискомфортом, а те услуги, что не соответствуют нашим требованиям — надувательством и халтурой.
В наше время мало уже кого удивляет, в какой тесной степени взаимодействует мир реальный с миром виртуальным. Если учитывать, что интернет, будучи более молодым образованием, в своем развитии много заимствует из широкого опыта старшего своего брата (в т.ч. также множественные ошибки), то вопрос о комфорте в системе предоставления услуг для потребителей у него не должен стоять столь же остро. Но правда ли это? Попробуем разобраться. В наше время всемирная сеть является огромным кладезем абсолютно разных услуг: бесплатных и коммерческих, рекламных и информационных, торговых и производственных, корпоративных и персональных и др. Таким образом, именно на виртуальном рынке отсутствует дефицит каких-либо услуг, они определенно направлены на свою аудиторию пользователей, удовлетворяют её потребности и её запросы.
Иными словами выражаясь, и в все какой угодно человек, будучи потенциальным потребителем может заказать что-нибудь, создать запрос, получить некую консультацию, сделать обращению за помощью к профессионалам и т.п. И, конечно,имеет надежду на получение высокого уровня обслуживания и на значительный уровень комфорта в процессе пользования. Вот эти 2 составляющие успеха того, кто поставляет услуги и создают цельную систему знаний, критериев оценки и определения эффективности предоставления услуги, которая называется usability.
Слово usability с английского можно буквально перевести как «полезность»/»удобство» либо, что будет точнее в плане значения, — «удобность пользования». За границей (особенно в США) термином usability пользуются самые разные науки: социология, психология, маркетинг и менеджмент и пр.
Конечно, любая сфера привносит свои определенные индивидуальные изменения в толкование данной системы, но сущность usability остается одной и той же — технологическая и методологическая систематическая система действий с целью достижения наибольшего удобства пользователя при потреблении конкретных услуг. Сфере информационных технологий, в частности, всемирной сети, тоже необходимо изучение и совершенствование данной системы — на том уровне, на котором первая взаимодействует с собственными потребителями.
На сегодняшний usability все больше распространяется в проектировании и поддержке виртуальных проектов, в изучении поведения потребителей и воздействия сетевой внутренней среды на имидж проекта и т.п. Как свойственно любой системе, usability (в дальнейшем это понятие будет применимо только касаемо интернет-тематики) заключает в себе разные направления, на изучение коих надо отводить значительный объем времени, создавая любые проекты в интернете (от персональных страниц до большого корпоративного сервера и сетевой службы).
Книжные и сетевые специализированные источники указывают прибл. сто разных направлений usability, из-за чего написать про каждое из них в пределах одной статьи нереально. Самые интересные и важные, пожалуй, составляющие системы usability — это реклама, дизайн, человеческий фактор, навигация, графика и пр. На дизайне остановимся сейчас более детально.
Дизайн
Для изучения вопросов, связанных с дизайном (общее оформление и компоновка) отводят одно из важнейших мест в системе usability. Это не представляется удивительным, ежели учитывать то, что первое впечатление про Ваш интернет-ресурс создаваться у посетителя будет как раз на основании зрительной оценки внешнего вида Вашего сайта. Как говорит пословица, «встречают по одежде, провожают по уму». Вместе с тем, сказать с точностью о том, что в дизайне верно, что — нет, — непростая затея, потому как все подходы к оценке usability итога решения по дизайну подразумевают более-менее выраженную субъективность, и это в некой степени имеет влияние на итоговые результаты насчёт соответствия данного сайта критериям usability.
Для избежания возможности внести путаницу в итоги оценки и для достижения, насколько возможно, предельной объективности, созданы методики для оценки меры соответствия сайта, подвергаемого тестированию, критериям usability. Одна из самых простых, однако одновременно эффективных методик — это «Success Rate: The Simplest Usability Metric» , являющаяся разработкой основоположника usability Я. Нильсена. В частности, Нильсеном выведена закономерность, по которой, согласно с его мнением, «плохой дизайн превращается в стандарт»: когда 90% и больше создателей дизайна делают оригинальный дизайн, он превращается в общепризнанный стандарт, коему приходится подчиняться. И дизайн Ваш будет исключением лишь тогда, когда получит оценку usability на 100% более высокую, чем стандартная.