Одной из древнейших стадий развития письма считается пиктография. Буквально это слово означает «рисуночное письмо», то есть именно тот способ, при котором информация передается с помощью изображения каких-то предметов или рисунков.
В древности пиктограммами, т. е. знаками пиктографического письма, служили наскальные изображения или надписи, либо рисунки, нацарапанные на кости, нанесенные краской на кожу и т. д. Первое появление пиктографического письма связывают с периодом, когда рисунки начали появляться не только в целях религиозных и эстетических, но и в качестве важнейшего средства человеческой коммуникации. Такой вид письменности позволял передать информационное сообщение в качестве дополнения к устному рассказу и закрепить его в памяти слушателя. Таким образом, пиктографическое письмо выполняло в жизни человеческого общества различные функции.
Ученые определили следующие виды пиктограмм в прошлом:
• Летописи племен;
• Письма различного содержания;
• Сообщения об охоте, боевых походах;
• Надгробные мемориальные надписи;
• Записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и войны;
• Записи магических формул, заклинаний и заповедей.
Знаки пиктографического письма, или пиктограммы, представляют собой схематические рисунки, которые наглядно изображают предметы и явления окружающей действительности. Отсутствие в пиктографии условностей и традиционности сделало пиктограммы доступным пониманию каждого, причем необязательно знать стиль такого письма. Кроме этого, пиктограмма незаменима в тех случаях, когда у общающихся отсутствует единая языковая культура. Таким образом, в ранних системах письменности, пиктограммой называлось изображение, которое использовалось в качестве определенного символа. Обычно она соответствовала определенному объекту и предоставляла о нем более полную информацию, которая обязательно подчеркивала его характерные черты.
То, что пиктограмма всегда обладает наглядностью и доступна для всех – положительная черта. Но ей свойственны и некоторые недостатки. Она может допускать разное толкование и невозможна при передаче сложных сообщений, в особенности тех, которые содержат отвлеченные понятия. Пиктограмма не готова к передаче того, что рисованному изображению не поддается и является абстрактным понятием (храбрость, зоркость, малодушие и др.). По этой причине, на определенной стадии развития, пиктография уже не удовлетворяла растущие потребности людей в письменном общении, на смену ей пришли другие виды письма.
Однако пиктография, а именно, пиктограмма, используется и в современной жизни. Наглядный пример самой настоящей пиктограммы – рисунок ножа и вилки, заправочной станции, мест отдыха на дорожных знаках. К пиктографическим элементам относятся, например, математические знаки: сложение, вычитание, деление, умножение, двоеточие. Наследство пиктограмм в бытовом укладе – кое-где сохранившиеся вывески торговых заведений, парикмахерских, мастерских по ремонту обуви, выполненных в виде рисунков.
Еще одним примером пиктограмм являются бегущие, плывущие, боксирующие человеческие фигурки. Такими пиктограммами на олимпийских и других крупных международных спортивных соревнованиях принято обозначать различные виды спорта. Так, например, для проведения Олимпиады в Сеуле, было подготовлено более 30 пиктограмм. Пиктограммы очень удобны, поскольку с каким-то конкретным языком они не связаны, но понятны практически каждому. Для записи устной речи они, конечно, не годятся, но для рекламы просто незаменимы. Пиктография — это знаковая, внеязыковая система, потому что она напрямую выражает мысли, но не слова и предложения.
Получается, что, с точки зрения ученого, пиктографическое письмо – это фиксация древним человеком событий и предметов окружающего мира, до возникновения современной письменности. А с точки зрения современного дизайнера – это великое искусство создания изображений, которые несут в себе конкретную информацию. Научность здесь присутствует в определении нужного графического изображения и способа подачи готового материала. Исходя из этого, пиктограмма – это стилизованное и легко узнаваемое графическое изображение, которое несколько упрощено для того, чтобы облегчить его восприятие. Одним словом, схема пиктограммы проста: взглянул-узнал-сообразил. Именно в таком ракурсе и используется пиктограмма в современном мире.
Понятие «иконки» непосредственно перекликается с пиктограммами. Иконка – это небольшое графическое изображение, которое используется как определенный символ или знак. Если она используется в веб-пространстве, значит, является элементом графического интерфейса. Самые распространенные и поэтому устоявшиеся названия иконок – PIXEL ART, Windows XP, Аква.
Иконки используются как интерфейс компьютерных программ и мультимедийных приложений, игр. С их помощью обозначены товары в интернет-магазине. Они обозначают разделы веб-сайта либо полиграфического каталога, для рекламной продукции. Эти графические изображения обычно имеют стандартные размеры – 16:16, 24:24, 32:32, 48:48 и другие, могут быть выполнены с прозрачностью или без нее.
Подразделяются иконки на три вида: иконки векторные, растровые и пиксельные. Как правило, векторные – это файлы-исходники. Этот вид иконок можно увеличивать либо уменьшать до нужных размеров, но не менее 20:20, иначе изображение будет «размыто». Этот вид иконок всегда выглядит более «грязным» и рисованным, чем растровые или пиксельные. Напрямую они практически не используются, именно поэтому и являются, в основном, файлами-исходниками.
Четких различий между двумя оставшимися группами иконок, растровыми и пиксельными, не существует. Они могут быть одинакового размера и в одном формате файла. Однако есть некоторые черты, которые их все-таки разделяют:
• Пиксельные иконки имеют прозрачность на один цвет (PGB);
• Растровые иконки – PGBA, с ALPLа прозрачностью;
• Растровые иконки всегда более реалистичны, с точки зрения фотографии;
• Пиксельные выглядят более грубо, т. к. являются самым ранним видом иконок. Основной их размер – 16:16, при таком размере сделать фотореалистичное размытие довольно проблематично.
Растровые и пиксельные иконки используются в следующих форматах:
• ICO. Windows icons формат;
• ICNS. Maсintosh icons формат;
• PNG. Поддерживают RGB/RGBA изображения;
• BMP. Они поддерживают RGB изображения;
• JPG. Поддерживают RGB с компрессией, то есть без прозрачности;
• GIF, с палитрой в 256 цветов;
• TIFF, используются в полиграфии, либо как исходники. Поддерживают изображения почти всех форматов;
• PSD. Используются как исходники. Поддерживают абсолютно все форматы изображения;
• RSC, RSRC. Используются как иконки для Maсintosh, включают несколько иконок одновременно.
Обязательно надо учитывать, что форматы TIFF, PSD и RSC являются исходниками, вставить их в ПО или веб-интерфейс напрямую проблематично.
В зависимости от области применения, иконки можно условно разделить на такие группы: для сайта и для программного обеспечения, для полиграфии, использования в анимации. Все перечисленные форматы иконок относятся к современным ПО и ОС и браузерам.