Автор статьи: Ефимов Владимир
Задача, которой не миновать ни веб-мастеру, ни предпринимателю, вступающему в Сеть. И задача очень не простая для тех, кто не может себе позволить серьезное исследование, но и не хочет работать «под кем попало». Нет провайдера, хорошего для всех. Надо решить, что именно вы собираетесь делать в интернете, при этом задачи веб-мастера могут не совпадать с задачами клиента. Впрочем, иногда провайдеру можно и не платить.
Даже имея информацию, выбрать трудно — не получается просто сравнить прайс-листы, трудно учесть все мелочи, да и прайс-листы часто скрывают сюрпризы.
В качестве примера в конце статьи приведены цены пяти провайдеров, а за более подробной информацией можно заглянуть на http://www.providers.ru/
Статья написана осенью 1999. Сейчас, летом 2000, многое изменилось, в особенности ситуация с ценами на хостинг. Переворот в этом отношении произвел провайдер net.ru. Однако многие факты по-прежнему актуальны, не говоря уже об общих принципах.
>
И куда-нибудь да иди. Все равно куда. Если даже ты пойдешь налево — попадешь на Курский вокзал; если прямо — все равно на Курский вокзал; если направо — все равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть.
Венедикт Ерофеев «Москва — Петушки»
Специфика среднего класса
Недавно перед нашей веб-студией встала задача выбора провайдера, причем не для себя, а для своих клиентов, сразу для двух. Это хороший повод подумать о подходе к решению этой задачи именно для «промежуточного» варианта, когда заказчиком является не крупная фирма и не частный клиент. Уточним, что мы называем промежуточным вариантом. Когда провайдера выбирает большая корпорация, их веб-мастера могут себе позволить провести небольшое маркетинговое исследование, затеять обстоятельные переговоры с различными провайдерами, обсуждать варианты на совещаниях и принять в результате решение, достаточно близкое к оптимальному. Другое дело, что в конечном счете, решение обычно определяется подледными бюрократическими играми, но сейчас речь не об этом.
«Мелкий» веб-мастер, который берет за сайт решает этот вопрос радикально — он просто однажды останавливает свой выбор на одном любимом провайдере и в дальнейшем только убеждает всех клиентов в его достоинствах. (В принципе, когда страницы похожи, как матрешки, то почему бы им и не стоять на одной полке?)
«Промежуточный» веб-мастер оказывается в сложной ситуации. Нам просто не по силам реально перебрать все варианты, протестировать все пробные подключения и прочее. С другой стороны, надо учитывать конкретные задачи и интересы клиента. С третьей стороны надо не забывать и себя: у веб-мастера есть собственные интересы, которые не полностью совпадают с интересами заказчика, но пренебрежение ими плохо скажется и на заказчике. итак, нам, небольшой веб-студии, надо предложить клиенту первый сорт, но не забывать при этом что есть еще «высший сорт» и «экстра».
Как же выбрать кормильца (именно так переводится слово Provider с английского)?
Постановка задачи
интересы заказчика
Прежде чем выбирать «кормильца» надо уяснить, для чего вы это делаете. Присутствие в интернете может преследовать различные задачи, которые требуют принципиально разного подхода. Основные варианты таковы:
- Связь, т.е. электронная почта.
- Поиск в Сети (информации, клиентов, партнеров).
- Хостинг, точнее создание и размещение виртуального сервера на собственном домене второго уровня. (То есть создание сайта с адресом вида www.имя_фирмы.ru).
Для связи достаточно иметь один почтовый ящик и 5-10 часов доступа в месяц, то есть, скорее всего, нужен провайдер предлагающий достаточно дешевый и устойчивый повременный доступ. Как правило, у провайдеров, предлагающих такую услугу, имеется стандартный контракт предусматривает и размещение скромного веб-сайта, то есть заключая такой контракт мы вплотную подходим к созданию сайта типа «чтоб был»
Для поиска прежде всего нужно много времени доступа. Если заниматься работой в Сети больше 75 часов в месяц (по 3 часа за рабочий день), то надо заключать контракт на доступ без ограничения времени. При этом особое внимание надо уделить качеству связи. Экономия здесь может обернуться еще большими потерями. Нюанс: некоторые провайдеры под доступом unlimited понимают доступ ОДНОГО человека. В таком варианте попытка зайти под этим логином двум пользователям одновременно считается не просто нарушением, а мошенством, за которое наказывают. Например отключением без возврата денег. Так что не забудьте поинтересоваться, как этот провайдер относится к двойным логинам. Если просто блокирует, то все в порядке.
Для хостинга нужен, естественно, провайдер с дешевым хостингом.
Поясним, что для существования виртуального сервера, то есть сайта с адресом вида www.имя_фирмы.ru, требуется специальная поддержка со стороны провайдера, так называемая поддрежка DNS. Эта услуга, вместе с предоставлением 1-2Mb дискового пространства стоит обычно -30 в месяц.
Если же вы не собираетесь создавать виртуальный сервер с красивым именем, а хотите просто разместить в Сети информацию, то вам, скорее всего, хватит того комплекса услуг, который вы получите в качестве бесплатной добавки от любого провайдера, который обеспечит вам доступ в интернет. Можно воспользоваться и бесплатными серверами.
Но, кроме того, нужно достаточное время доступа для обслуживания сервера. Кроме того, виртуальный сервер обычно подразумевает наличие нескольких почтовых адресов, часто с достаточно хитрой системой переадресаций. Стоимость поддержки витруального сервера зависит от занимаемого им дискового пространства, так что серьезный информационный проект выгоднее размещать при одной схеме оплаты, а представительский корпоративный сайт, редко занимающий больше 0,5Mb — по другой.
интересы веб-мастера
Веб-мастер «среднего класса» пользуется доступом в интернет, оплаченным его клиентами. лучше всего этот вопрос оговаривать при заключении договора. Но, работая на нескольких клиентов, сталкиваешься, по меньшей мере, с одним противоречием: каждый клиент заинтересован в наилучшем доступе, в то время, как веб-мастер заинтересован работать с нескольких аккаунтов через различных провайдеров. Такая схема обеспечивает большую надежность связи, и, кроме того, позволяет на практике сравнить доступ различных провайдеров. Отчасти это выгодно и клиенту, поскольку в случае серьезного сбоя или аварии у него остается возможность связи через другие аккаунты веб-мастера.
Плати натурой!
В отличие от материальных товаров, поддающихся более-менее строгому учету, телематические услуги представляют собой, как говорил Чичиков, «не осязаемый чувствами звук». Поэтому примите к сведению, что иногда с провайдером удается договориться за бартер, например рекламный, или какой-нибудь еще. Некоторые договариваются с небольшими провайдерскими фирмами «вчерную», экономя, таким образом, 20% НДС.
искусство сравнения
Когда вы соберете максимум подробной информации, настанет, собственно, момент сравнения. И будет оно очень непростым, по следующим причинам:
Сравнение несравнимого
Провайдеры любят строить свои, весьма изощренные схемы услуг и их оплаты.
Едва ли вам удастся найти двух провайдеров с одинаковой схемой оплаты. В результате сравнить цену «в лоб» не удается. К примеру, цена часа у многих провайдеров может разниться днем ночью, причем «день» и «ночь» каждый понимает по-своему. То же и с выходными днями. В результате остается только один выход. Представьте себе приблизительно порядок своей работы, и выясните, сколько это будет стоить «на круг», скажем, за год. Эти цифры можно пытаться сравнивать.
Кстати, еще один нюанс: одни пишут цены с НДС, а другие — без. А 20% могут радикально изменить картину.
Дьявол кроется в мелочах.
На мелочи следует обратить особое внимание. Некоторые провайдеры назначают совершенно несуразные цены за услуги, которые принято считать бесплатными. Например, фирма Арт-конструктор, предлагающая весьма качественный доступ, почему-то просит в месяц за переадресацию электронной почты, как, впрочем, и некоторые другие провайдеры (правда, нам однажды в подобной ситуации удалось сговориться на ящик пива). Так что постарайтесь определить список всех функций, которые вам могут понадобиться. Обычно это:
- Упомянутая переадресация;
- Запись лог-файла (статистика посещаемости);
- Дополнительные почтовые ящики;
- CGI — скрипты (по меньше мере FormMail);
- FTP-доступ (вы не поверите, но некоторые просят за это отдельные деньги);
Сюрприз, сюрприз!
Подчас прайслист провайдерской фирмы может заключать и откровенную дезинформацию.
история для примера:
Фирма ABV этой осенью разослала всем желающим и нежелающим письма с предложением очень дешевого хостинга. Поддержка на DNS-серверах у них стоит в месяц, а размещение — за Mb. Получалось, что небольшой корпоративный сайт можно разместить всего за в месяц. Это при том, что все другие требуют не меньше . Однако, когда дошло до дела, то есть до передачи денег, выяснилось, что минимальный предоставляемый объем составляет 5Mb. Причем, нигде в прайсах на сайте фирмы это ограничение скромно не упоминается.
Фирма ABV вообще славится нестандартными решениями, многие помнят связанный с ее именем скандал вокруг домена mosfilm.ru. Но сюрпризы любят преподносить и более солидные провайдеры, нет-нет да и прибегая к старому принципу «не обманешь — не продашь».
Посему, как бы основательно вы не собирали информацию, она никогда не будет полной.
Но информацию еще надо собрать.
источники информации
Замечательным источником сведений о провайдерах может для вас стать сайт http://www.providers.ru/.
Здесь вы найдете списки провайдеров со ссылками на их сайты, технические параметры каналов подключения и модемных пулов (то, что определяет скорость связи) и, что особенно ценно для людей не слишком продвинутых — гостевые книги с отзывами о различных провайдерах их клиентов.
И в заключение краткая информация о некоторых провайдерах, которая может послужить начальным этапом в ваших поисках. Схемы оплаты разных провайдеров кое-где приведены к сравнимым цифрам, и потому являются лишь ориентировочными.
MTU
дешевая повременка
- Доступ днем ,9 в час
- Ночью ,45
http://www.mtu.ru
COM2COM
Поценный хостинг и доступ
- Регистрация домена 0
- Продление (видимо) в год.
- Поддержка в месяц
- Доступ регистрация, 60 часов за в месяц, за каждый следующий час.
http://www.com2com.ru
Адрес: 117342, Россия, Москва, ул. Бутлерова д.17-Б.
Администратор — тел. (095) 330-8074, 330-4556, 330-4547;
email adm@com2com.ru.
Факс: (095) 330-4556, 330-8074, 330-4547
Satel
хороший анлимитед, хороший бесплатный сайт
- Доступ: регистрация, в месяц — неограниченный доступ.
- Приличная поддержка для бесплатного сервера с адресом http://your_name.satel.ru
Но дорогой хостинг:
- Регистрация домена 5
- Продление в год.
- Поддержка в месяц
- 1 Mb бесплатно, следующие 10 за в месяц.
http://www.satel.ru
111250, Москва, ул. Авиамоторная, д.2, корп.21, офис 502. телефон: (095/501) 7872811, факс: (095) 2610253
Ntl
Недорогой unlimited
Неограниченный доступ в месяц или 5 за три месяца
Но очень дорогой хостинг:
- Регистрация домена 0
- Продление в год.
- Поддержка WWW в месяц
- Поддержка почты в месяц (два ящика)
- WWW — за Mb
http://www.ntl.ru
Адрес: Россия, 123060, Москва, ул. Расплетина, д.5-7.
Отдел продаж — тел. +7 (095) 784-76-16;
email info@ntl.ru.
Факс: +7 (095) 784-76-44
ABV
Недорогой хостинг с сюрпризами
- Регистрация домена 0
- Продление в год.
- Поддержка в месяц
- Доступ не предлагают.
http://www.abv.org