Автор статьи: Нурниязов Олег
Дизайн изначально является не свободным творчеством, а сугубо прикладным оформительством. У людей было нечто (дом, товар, сайт). Люди хотели, чтобы их нечто привлекательно выглядело. Для их нечто требовалась обертка (интерьер, упаковка, интерфейс). У одних обертки получались лучше, у других хуже. Вот так и появились дизайнеры. Прежде всего дизайном профессионально занялись художники люди умеющие творить красоту. Их работы были свободны, неформализованы и во-истинну творчески. Это можно было назвать искусством. Однако, всему этому суждено было существовать лишь до тех пор, пока дизайн оставался неоформившейся сумбурной стихией.
Но появились умные взрослые дяди, именующие себя маркетологами, и навсегда изменили облик и дух дизайна. Дяди рассказали о том, что дизайн ради дизайна им не нужен вовсе. А нужен им дизайн отражающий потребительские качества товара, дизайн созвучный с идеологией потенциальных потребителей, дизайн отвечающий требованиям эргономики, этики, законодательства В общем, дизайн-как-творчество был похоронен безвозвратно. Появились правила, Штампы, атрибуты и профессия дизайнер. Дизайн превратился в сугубо прикладную отрасль под неусыпным контролем маркетинга. Все. идея дизайна ради дизайна умерла сама, тихо чинно и без чьей-либо помощи.
Конечно, даже такому смрадному чудовищу нашлось местечко под крылышком музы двадцатого века. Общество потребителей породило искусство потребительства. Появились экспозиции и даже целые выставки с нагромождением упаковок, пакетов и фантиков. Фетиш потребительской эстетики затронул и наиболее неформально настроенных представителей мира высокой моды. Художники тоже не прошли мимо Но все это не имело никакого отношения к дизайнерам. Художники, модельеры, перформеры-коллекционеры, все кто угодно выплескивали свои творческие изыски на почве потреб. арта за исключением самих основоположников направления дизайнеров. Дизайн был абстрагирован от творчества и замкнут в суровые рамки целесообразности.
Но вот благо! Появился интернет, а, как следствие, web-дизайн. Web-дизайн являл собой нечто новое. И как все новое, web-дизайн не имел четких рамок, сформированных структур и отработанных понятий. Отсутствие ограничений опьянило затрепанных, скованных дизайнеров. Со всем неистовством своего творческого потенциала они обрушились на интернет И утопили его. Появились интернет-биржи похожие на кислотную дискотеку. Появились trade-boards с flash-заставками на 300 кило. В общем интернет стал отражением ничем не сдерживаемой вакханалии дизайнерской мысли.
Однако, со временем интернет трансформиовался из явления технологического в явление социальное и экономическое. Дизайнерской душе, мыслящей категориями Cool, Art & Creative не было места в новом интернете. Появились новые дяди с новыми ограничениями маркетологи, менеджеры проектов, оптимизаторы и иже с ними. Каждый принес свои правила, свои ограничения. И дизайн вновь превратился в служанку Колосса Эфективности. Появились четкие и строгие интерфейсы корпоративных сайтов, мягкие и ненавязчивые тона контент-проектов. Дизайн интернета стал приобретать разумный, осмысленный облик. Оно и правильно, ибо сортир раскрашенный в черно-желтую клетку* это действительно cool, но функционально испражняться гораздо приятней в невзрачном бледном светлом помещении. Как говориться, Принцип Соответствия верен, потому что правелен. И этот принцип Соответствия (и же с ним Целесообразности) домокловым мечом висит над шеей дизайнерского креатива.
Однако у web-дизайнеров осталась отдушина, которую не заполнят ни художники, ни модельеры, ни перформеры-коллекционеры по той простой причине, что все они не владеют технологией построения web-страниц. Я говорю об inspirational & creative sites. Что это такое? А Вы загляните на www.factory512.com. Без какого-то ц-е-л-е-с-о-о-б-р-а-з-н-о-г-о содержания, но там приятно находиться, там красиво, там Cool, Art & Creative. И пока псевдо-дизайнеры калечат web corp. projects, нормальные дизайнеры делают «правильные и целесообразные» сайты за деньги и Cool, Art & Creative projects для души.