Даешь koi8 всем, кому этого не нужно
Так уж получилось, что Кирилл и Мефодий зачем-то изобрели кириллицу. В результате для нас мир оказался поделенным на части: одна из нас, другая из тех, кто использует латинский алфавит. И как не странно, нас оказалось значительно меньше. Так образом родилась проблема номер 1 — непонимание основной массой русского языка и как следствие ограничение целевой аудитории. Как следствие, возникла необходимость при внешнеэкономической деятельность в создании двуязычной версии сайта. «Ну да кому сейчас легко» сказал русский мужик, почесав лаптей за ухом, и бросился в бой с лингвистической проблемой. Как известно народ русский на изобретения горазд, и как того следовало ожидать, изобрел кодировки русского языка, применяемые на компьютере. Да не одну, а несколько. В результате выжили: Win1251, koi8, dos866, iso8859-1, mac, uft-8, translate. Так родилась проблема номер 2: различие кодировок русского текста на разных компьютерах. Существенно критичность проблемы увеличивается при использовании не PC компьютеров и операционных систем отличных от Windows. Технически на продвинутых браузерах это все решается весьма легко — нажал «язык» или «font encoding» и все — проблема решена. Но не тут-то было. В первых есть какое-то количество пользователей, которые пользуются экзотикой, которая не поддерживает достаточного количества кодировок. Во вторых умельцы-мастера (их числе тех, кому еще не успели оборвать руки) любят прописать в текст мета тег, который жестко предопределит кодировку в которой нужно выдавать текст. Это еще что — физически файл у него может быть совершенно в другой кодировке, что создаст еще некоторое количество проблем. Идеальный выход из этой ситуации — настройка серверной части. Как Вы, наверное, уже знаете, продвинутые сервера позволяют выдавать текст пользователю именно в той кодировке, которая ему необходима. Происходит это (грубо упрощая схему): когда пользователь обращается к серверу, сервер соеденяеться с браузером, получает у него информацию о установленной кодировке и если такая есть на сервере, выдает именно в этой кодировке. Это пожалуй самый удобный и надежный способ. Кстати, надо сразу сказать большое спасибо Алексею Тутубалину, разработчику лучшему варианту кирилизации Apache.
Как смотреть на эти буквы
Ну, хорошо, что хоть мы с Вами говорим на одном языке и читаем слева направо и мир видим один и тот же. А вот на компьютере мир может быть у каждого свой. И это связано не столько с огромными возможностями компьютеров, сколько с третьей проблемой — использование различных браузеров для доступа к www. 2 самых распространенных браузера — Internet Explorer от Microsoft и Netscape Navigator от Netscape. Если кто-то хочет, что я его запугал, я могу потом ему еще назвать несколько других бродилок. Сложности возникают, начиная от неприятия производителями стандартов, до конкурентной борьбы выражающейся в виде изобретения новых возможностей, не поддерживаемых другими компаниями. Как правило, все редакторы компании Microsoft создают код ориентированный именно для Internet Explorer. В частности серьезные сложности начинаются при работе с фреймами, таблицами, стиля, скриптами и т.д. Вообще почти со всем. раньше (во времена 3 версии) я очень любил Netscape, теперь же у меня на него что-то вроде аллергии (явно выраженной — меня тошнит и руки покрываются пузырями при виде этого чуда. Но от это никуда не подеваться — большое количество пользователей еще пользуется этим чудом и пренебречь ими не допустимо.
Текст
Собственно не только в ужасном смысл жизни, поговорим и о чем нибудь хорошем, например, о то, что можно сделать на сайте и как это можно сделать. Основная наша задача — это предоставление информации. Самым информативным способом является, пожалуй, тривиальный текст. Текст может быть на экране монитора большим и маленьким, цветным и не очень, русским и так себе. Но что самое важное — текст появиться на экране намного раньше, чем картинки.
Графика
Информативность информативностью, но кроме этого еще необходимо чтобы еще прочитанное запомнилось и с чем даже ассоциировалось — это я к графическим изображениям клоню. 2 основных формата изображений, которые мы можем увидеть на экране — GIF и jpg. Первый формат предоставляет компрессию без потери качества, но ограничен в количестве цветов (не более 256), за то может хранить в себе прозрачные области и анимированные изображения. Формат jpg — не имеет ограничения на цвета, но из-за проблем с качеством нами к использованию не рекомендован. Для людей, привыкших работать с полноцветной полиграфией такое обращение кажется варварством, но такова жизнь. Почти все известные Вам сайты созданы в 256 цветах (или в 32 или 64). Современные программы позволяют очень аккуратно оптимизировать палитру. Кстати, с этими 2 форматами Вам проблемы просто обеспечены. JPG хранит фотографии в ужасном качестве, а GIF (ох уж этот мне gif) обладая всеми вроде только плюсами на самом деле оказался продажной тварью. Есть вполне конкретные права обладатели на этот формат, которые не прочь иногда погнуть пальцы и запросить денег за использование GIF. А как говориться — им только деньги стричь — пожалуй, каждый сайт содержит изображения в формате GIF. Но и тут есть панацея — формат PNG. Будучи сухим, чистым и надежным, он позволяет Вам найти все, что Вам нужно в одном флаконе — качество, бесплатность и возможность работать с True Color пол-литрой. Но пока распространения не получил (дело надо заметить временное). Почти все редакторы macromedia позволяют сохранять результаты жизнетворчества именно в этом формате. IE и NN нормально его воспроизводят, так что особенных причин его использовать нет (хотя файл получается немного больше, чем у GIF)
Motion
В последнее время все большую популярность приобретают технологии flash и shockwave. Они позволяют использовать в интернете векторную графику, т.е. график, где все описано в виде графических примитивов. Можно сравнить со шрифтами PostScript. Но flash/shockwave позволяет так же добавлять звук, анимацию и что наиболее важно — интерактивную обработку задач. Т.е. например, от подведения курсора мышь к какой-то части изображения производиться действий X, а при нажатии там же на кнопку мыши аж действие Y. Кроме того, Shockwave/flash создают очень компактный код, быстрый, не занимающий много памяти и одинаковый для всех броузеров. При этом важно заметить, что каждый готовый продукт содаржить ID код программы на которой он был сделан и это позволяет производителю отслеживать нелицензионные (ай-я-яй, не хорошо) копии. Так что работоспособность ролика сделанного на пиратской версии — аспект временный, пока Macromedia выгодно, чтобы продукт распространялся — он будет распространяться, а потом… Потом Вы файрволов не оберетесь. Историческая справка — законодательство лишает нас свободы за нарушение авторского права только тогда, когда мы 3 раза наступим на одни и те же грабли. Но при этом проблемы с загранпаспортом и не погашенной судимостью у Вас начнутся уже с первого раза. Так что подумайте — у Вас ведь дети подрастают. (Что? Ну, значит еще будут)
Оптимизация
Компактность кода очень важный аспект. Не секрет, что очень многие имеют доступ в интернет через модемные соединения, а кроме того, даже те, у кого есть выделенные линии в интернет имеют затруднения по доступу к далеким узлам — такого суровая правда России. Тут и встает вопрос о том, что ваша страничка может занимать слишком много места: картинки могут долго загружаться, а html код построен таким образом, что будет содержать бесполезной служебной информации в 2 раза больше, чем нужной. Искусство «почикивания» тегов и кодов постигается долго и к сожалению, я не смогу рассказать об этом за пять секунд сейчас, да и особого смысла в этом нет.
Серверные приложения
Вот то, что я говорил про shockwave/flash — они принадлежат к клиентским приложениям, т.е. их запуск и обработка производится на конкретной машине пользователя. И тут уже очень много зависит от компьютера, от настроек и личных предпочтений. К типу клиентских приложений также относиться и Java аплеты. Причем они запускают виртуальную машину, которая занимает огромное количество ресурсов: память, винчестер, центральный процессор, ваши нервы. В значительно более выгодном свете выглядят так называемые серверные приложения, которые запускаются и выполняются на удаленном компьютере. Во-первых, такие задачи, как правило, на порядок быстрее, а во-вторых надежнее, потому что результат приходит пользователю в уже готовом виде и нет необходимости опасаться, что что-то будет обработано на компьютере не так, как предполагалось. К таким вариантам относятся технологии php, cgi, а также все возможные sql сервера используемые для обращения к базам данных. Напомню, что использование SQL сервера позволяет в реальном времени видеть реальную ситуацию, осуществлять выборку из баз данных, сортировки, настраивать фильтры, осуществлять поиск по различным критериям и т.д.
Но вернемся к магическим буквам www.
Что же может предоставить интернет, что не может нам дать телевидение, радио и бумага в отношении технологий? Во-первых, возможность иметь обратную связь через интерактивные формы. Во-вторых, возможность получать статистику о пользователе. Причем не только о количестве, но и откуда пришел, каким компьютером пользуется, из какого места пришел, каким провайдером пользуется, в первый раз ли пришел, во сколько пришел, как часто посещает, в каком месте покинул сайт. Все эта информация является мощным средство для проведения аудита рекламной компании в интернете и проверки эффективности сайта. Но это уже больше относиться к инструментам маркетинга, о которых мы поговорим чуть позже.
Эпилог
Я надеюсь, что это весьма очевидно, что в интернете ничего хорошего нет, так что бросайте Вы это темное дело