Автор статьи: Дука Борис
Как Вы думаете, что обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная стратегия развития?
Недавно я спросил одного директора, что обеспечивает ему преимущество перед американским конкурентом.
Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, рабочая сила, нефть). Во-вторых, американцы тупые, а русские люди, как известно гораздо умнее и уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях. И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком разные. У моей компании оборот 50 миллионов долларов, а у них 7 миллиардов".
Да, с поправкой на определенную долю расизма, этот Директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в 5-7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в 10-20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно получается солидный.
Однако, насколько долговечны эти конкурентные преимущества нашей страны? Сколь долго монополисты будут за свой счет повышать конкурентоспособность российских компаний? К сожалению, приходится констатировать, что это время уже закончилось. Тарифы растут и растут все быстрее. Чубайса естественно больше заботит модернизация мощностей РАО "ЕЭС России", чем судьба далекого завода. РАО "Газпром" объявило о планах ежегодно увеличивать стоимость природного газа для российских потребителей на 30%. При таких темпах через пять лет стоимость газа в России будет такой же, как в Западной Европе.
Заработная плата квалифицированного персонала будет расти. Возможно, так же быстро, как и цена энергоресурсов. Это объясняется все возрастающей нехваткой квалифицированного персонала. Не хватает не только топ-менеджеров, а просто нормальных рабочих. Рабочих, которые не пьют, вовремя выполняют свою работу и не прячут брак под станком.
Еще один "ресурс" более низких затрат некоторых российских компаний — небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств.
Мы считаем, есть предпосылки к тому, что через два года производство продукции в США не будет дороже, чем в России. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. А через 4-5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже дороже, чем на Западе.
Для сохранения и развития конкурентоспособности многим российским компаниям надо значительно повысить уровень своих разработок, технологий. Какие изменения в организации бизнеса необходимы для этого?
1. Концентрация
В данной ситуации российским диверсифицированным компания стоит подумать о сокращении количества бизнесов. Для достижения мирового уровня конкурентоспособности компании должны осуществить огромные вложения в персонал, перспективные разработки, продвижение. Полноценно развивать несколько бизнесов может оказаться не под силу. Только ясно это может стать слишком поздно.
2. Интеграция
крупнейшие российские компании в списке 500 крупнейших компаний мира находятся где-то в районе четвертой сотни. Что уж говорить о средних по российским меркам компаниям. Возможности вкладывать сопоставимые с западными компаниями ресурсы в развитие бизнеса для средних российских компаний просто отсутствуют.
Это является предпосылкой для укрупнения российского бизнеса за счет слияний и поглощений. Соответственно, будет снижаться концентрация собственников. Такие ситуации как сейчас, когда один, или два человека владеют некоторыми крупнейшими российскими компаниями будут встречаться все реже.
В дальнейшем, в целях привлечения капитала, сохранения рынков, развития конкурентоспособности российские компании будут вынуждены осуществлять допэмиссии акций, привлекать международных инвесторов, выходить на глобальный рынок слияний. В конечном счете, российский бизнес все в меньшей степени будет оставаться чисто российским. Может быть в этом и есть его спасение.
3. Изменение мышления
Некоторые российские компании реального сектора обладают устаревшим мышлением. В их предс
тавлении бизнес — это обязательно наличие функций закупки, разработки, производства, продажи. Однако, единственным обязательным атрибутом для компании является торговая марка. Все остальное можно или делать самим, или приобретать у сторонних компаний по аутсорсингу (по русски "кооперация"). Критерии здесь — качество и цена. Должно быть в порядке вещей заказать разработку продукта в Италии, производство в Азии, а продвижение рекламному агентству в Нью-Йорке.
Кроме этого, аутсорсинг — это один из мощнейших рычагов повышения производительности труда, т.е. выручки на работника.
Самое простое для наших компаний — оставить все как есть. Однако, боюсь, что в этом случае через пять лет в России останется только добыча нефти и выпечка хлеба. Грустно…
Первоисточник — www.altrc.ru