Автор статьи: Минаков А.П.
Развитие и рост компании — это особые проблемы, которые требуют специальных механизмов финансового управления. Главное место в них отводится финансовой стратегии, задача которой — обеспечить финансовыми ресурсами инвестиционный потенциал роста компании при сохранении ее финансовой устойчивости.
Финансовая стратегия реализуется через управление ключевыми параметрами, к которым относятся:
- рентабельность продаж (Рп), определяемая как отношение чистой прибыли (Пч) к объему продаж (В); Рп = Пч / В;
- производительность (оборачиваемость) активов (Па), определяемая как отношение объема продаж к активам (А); Па = В/А ;
- дивидендный выход (kdv ), характеризующий долю чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов (Div) и определяющий норму накопления; ;
- соотношение заемного (ЗК) и собственного капитала (СК) — или финансовый рычаг ЗК/СК .
Управление названными параметрами должно обеспечить сбалансированность роста продаж, активов и собственного капитала. С этой целью автор предлагает модель сбалансированного достижимого экономического роста. Она отражает темп роста объема продаж, который может быть достигнут при изменении параметров финансовой стратегии фирмы.
Одновременно эта модель позволяет находить тот уровень параметров финансовой стратегии, которые обеспечивают заданный рост продаж, собственного капитала и безопасные границы финансового левериджа.
исходный вид модели содержит два базовых уравнения:
где: — начальный размер собственного капитала; п -привлеченный собственный капитал (дополнительная эмиссия акций); Div -сумма дивидендов, отражающая дивидендную политику.
Моделирование позволяет рассматривать разные сценарии развития и финансовой стратегии организации, добиваться рациональных соотношений в уровнях роста продаж, инвестиций и собственного капитала. В целом, предложенные модели отличает широкий спектр возможностей их применения для принятия управленческих решений :
- определение темпов устойчивого роста, а также необходимости и способов повышения темпов роста при изменении внешних и внутрифирменных факторов;
- определение возможных (достижимых) темпов роста при заданных параметрах финансовой стратегии;
- обоснование параметров финансовой стратегии для обеспечения роста продаж, адекватного рыночной конъюнктуре;
- достижение сбалансированного роста продаж, активов и собственного капитала;
- выявление наиболее проблемных зон в деятельности предприятия с позиций его стратегических задач;
- разработка различных вариантов роста в диапазоне рыночной неопределенности.
Первоисточник — www.altrc.ru