Автор статьи: Сироткин Дмитрий
Встатье сделана попытка рассмотреть возможности и препятствия на путидостижения российскими компаниями выдающихся результатов на основеуспешного опыта 11 американских компаний, обобщенного в книге ДжимаКоллинза «От хорошего к великому». Какими должны быть лидер, команда,стратегия, бизнес-модель, ценности лучших российских компаний? Насталоли время создавать выдающиеся российские компании или пока что следуетограничиться построением правильных компаний? В статье не даетсяокончательных ответов, но поднимается ряд вопросов, которые труднообойти на пути к действительно выдающимся результатам.
Выдающиесякомпании — выдающиеся результаты
Как оценить достижения, аглавное — перспективы российских компаний? Формируются ли в Россиивеликие компании, которые будут стабильно достигать выдающихсярезультатов? Такие вопросы возникают при чтении книги Джима Коллинза»От хорошего к великому».
Работа Джима Коллинза «Отхорошего к великому» стала новым этапом в исследовании успешногоуправления компаниями, чему способствовали следующие обстоятельства:
- изучалось, за счет чего одникомпании смогли совершить переход от хорошего к великому, а другие -нет; а не успешное управление вообще;
- были выработаны и примененыочень жесткие критерии отбора компаний (средняя доходность по акциямкомпании должна в три раза превышать среднюю доходность по фондовомурынку в течение 15 лет);
- в ходе исследования былиполучены действительно интересные и даже неожиданные результаты,вносящие изменения в ряд сложившихся представлений о том, что такоеуспешное управление.
Группой Коллинза были отобраныдля изучения всего 11 американских компаний, сумевших осуществитьпереход от посредственной к великой компании. Среди этих компаний какшироко известные Gillette и Philip Morris, так и не столь известные вРоссии, например — Kroger или Walgreens.
В результате кропотливогоанализа управления этими компаниями в период перехода к выдающимсярезультатам был выделен ряд общих для них закономерностей. Оказалось,что в каждой из этих компаний к руководству пришел лидер, получивший уКоллинза определение «руководитель 5-го уровня», была выработанасобственная «концепция ежа», а успешность многолетней реализации»концепции ежа» была достигнута благодаря использованию «эффектамаховика». «Эффект маховика» заключается в последовательном наращиваниипотенциала, переходящем в стремительный рост. Следует отметить, что неменьшее значение, чем методические концепты, имеют содержащиеся в книгепрактические примеры. Так, металлургическая компания Nucor вместо того,чтобы строить заводы в традиционных центрах сталелитейнойпромышленности, построила их в фермерских регионах. Это решениеисходило из корпоративной идеи, что можно научить фермера лить сталь,но нельзя привить фермерскую рабочую этику человеку, для которого онане является приоритетной.
Безусловно, для любойроссийской компании заманчиво достичь аналогичных результатовдеятельности. Но оказывается, что здесь не все так просто. Одним изключевых выводов из исследования Коллинза является то, что выдающихсяфинансовых результатов на практике достигают компании, руководителикоторых нацелены в первую очередь на задачу создания великой компании,а не на достижение выдающихся финансовых результатов как таковое.Российских управленцев, целью которых является достижение выдающихсяфинансовых результатов, известно немало. Но много ли Вы знаетероссийских управленцев, целью которых является создание великойкомпании? Стать национальным лидером в своей отрасли — пожалуйста.Войти в пятерку мировых лидеров — попробуем. А вот великую компаниюсоздать? Может, еще не время о великой компании думать? — А когдавремя?
Не пытаясь подменить понятие»великая компания», хотелось бы тем не менее переформулировать вопросследующим образом: «Создаются ли в России выдающиеся компании?».Во-первых, трудно избежать восприятия великих компаний как крупныхкомпаний. Для исследования по понятным причинам отбирались компании изF- 500, но и сам Коллинз подчеркивает, что размер не имеет значения.Во-вторых, именно выдающаяся, а не великая компания — внутренняяреальность тех, кто совершает переход, соответственно — отпосредственной к выдающейся компании. Например, компанияProcter&Gamble в последние годы сохраняла позицию и статусвеликой компании, но если в бизнес-среде укоренилось словечко»проктоид», характеризующее типичного менеджера компании, то с позициейи статусом выдающейся комп