Автор: эксперт Юрий Николаевич Грачев,специалист-практик по внешнеэкономическойдеятельности, организации и техникевнешнеторговых операций и внешнеторговыхдокументах; владелец экспедиторской фирмы.
Одной из частых ошибок при составлении контракта является неправильный выбор условий поставки товара. Зачастую отечественный предприниматель не берет на себя труд посчитать транспортные затраты (а они иногда весьма велики и могут составлять до 50% от стоимости товара) и старается если продать товар, то прямо с завода (изобретая при этом никому не понятную формулу <самовывоз>), а если купить — то прямо с доставкой на свой склад. В результате- достаточно ощутимые потери, как при экспорте, так и при импорте.
Во всем мире принято определять базисные условия по терминам <Инкотермс>, выработанным Международной торговой палатой. Цель документа заключается в том, чтобы дать толкование ряда международных торговых терминов, применяемых при исполнении договоров купли-продажи во внешней торговле.
Необходимость в появлении такого документа была вызвана неоднозначным толкованием торговых терминов в разных странах, что приводило к разногласиям и спорам, которые приходилось разрешать через суды. Поэтому Международная торговая палата на основе обобщения торговой практики в разных странах унифицировала эти термины и издала в 1936 году международные правила толкования торговых терминов под названием <Инкотермс-1936>.
В этот документ вносились изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976 и 1980 годах. Затем появилась новая редакция документа <Инкотермс-1990>. В настоящее время он действует в редакции 2000 года- <Инкотермс-2000>
Понятие <базисное условие поставки> практически определяет место, где право собственности на товар и риск его случайной гибели, порчи переходит от продавца к покупателю. Соответственно все расходы по доставке товара до этого места и момента несет продавец, они включаются в цену товара и образуют ее <базис>. Естественно, имеются в виду не только транспортныерасходы, но и расходы по страхованию, погрузке, штивке (если необходимо), перегрузке, хранению на складе, оформлению необходимой транспортной и коммерческой документации, получению экспортной или импортной лицензии, направлению извещений, выполнению таможенных формальностей и выплате таможенных пошлин, и т.п. таможенное декларирование грузов
Напомним читателю, что термины, условия <Инкотермс> не являются обязательными, они носят рекомендательный характер. Составители контракта могут ввести свои, наиболее приемлемые по каким-либо причинам базисные условия, но тогда необходимо в контракте очень четко их определить и убедиться, что обе договаривающиеся стороны адекватно их понимают.
Еще одна ошибка, допускаемая составителем: введение базисного условия <Инкотермс> без указания места (ж/д станция, порт, аэропорт и т.д.). Например, <товар продан на условиях ФОБ>. <ФОБ> что? Ведь если завод-изготовитель находится в Нижнем Новгороде, то расходы по доставке товара в порты Астрахань, Новороссийск или Находка будут отличаться весьма значительно.
В <Инкотермс> приводятся 13 терминов (условий), которые применяются при транспортировке товаров при экспортно-импортных операциях морским, авиа, железнодорожным, автотранспортом, а также смешанных перевозках.
В терминах используется понятие <франко> (<свободен>); это означает, что покупатель не несет никаких расходов (он <свободен> от них) по доставке товара до указанного пункта. именно в этом пункте собственность на товар и риски за его гибель перейдут к покупателю, и он будет нести все расходы по его доставке в конечный пункт (который, кстати, в контракте может быть и не указан, как чаще всего и бывает).
Рассмотрим очень коротко эти основные термины.
Группа Е
Всего одно условие — EXW (ex works) — поставка с завода. Это именно тот термин, который так нравится и наиболее часто используется отечественными производителями. Этот термин означает, что продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя прямо на своем заводе под погрузку в соответствующей упаковке и больше не несет никаких расходов.
Группа F
В группу F входят три вида поставки на условиях перевозки груза силами покупателя.
Франко-перевозчик (FCA — Free carrier) с указанием обусловленного пункта. Применяется при транспортировке товара любым видом транспорта, а не только морским. По этому условию продавец обязуется доставить товар в указанный в контра