Автор статьи: Джозеф Оуэн
>
Автор: Джозеф Оуэн (Joseph Owen), руководитель консалтинговой компании Auvian Partners. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Мы знаем, зарабатывает компания деньги или нет: как составить финансовый отчет, чтобы не заметить в нем 17 миллиардов фунтов
Каждый год вокруг итогового отчета происходит своего рода ритуальный обряд. Как правило, этот документ предназначен для достижения трех целей.
- Как надеются его разработчики, он показывает, что компания становится все более рентабельной. Это должно убедить инвесторов, банкиров, поставщиков и сотрудников, что она является надежной структурой бизнеса, с которой можно вести дела. Желание продемонстрировать эту сторону может привести к очень творческому подходу при бухгалтерском учете.
- Он представляет компанию как благоприятное для работы место, со счастливыми, улыбающимися сотрудниками и клиентами, для которых создана заботливая и социально справедливая среда. Хотя между реальностью и тем, как она демонстрируется, существует полная противоположность.
- В нем прославляется высшее руководство и обосновываются его действия. Для прославления в дело идет все, прежде всего бросающиеся в глаза фотографии бесстрашных руководителей, красочные отчеты об успехах, достигнутых благодаря их мудрости. А неудачи, если они есть, неизбежно объясняются следствием чрезвычайно сложных и непредсказуемых внешних событий, за которые верхи организации не несут ответственности.
Такие отчеты вполне простительны и являются необходимым элементом саморекламы. Годовой отчет — не тот документ, который предназначен для публичного самобичевания, так как в противном случае это могло бы в равной степени подорвать доверие всех заинтересованных лиц — в первую очередь клиентов, сотрудников, акционеров. Только такой, по-настоящему уверенный в себе человек, как Уоррен Баффет, мог в своем письме акционерам признать, что для их бизнеса было бы лучше, если бы они на год остались дома и за дивидендами не приходили. Подобная честность скорее увеличивает, а не уменьшает доверие акционеров руководителям компании. В какой-то мере даже такой годовой отчет отражает реальность. Счета, прошедшие через аудит, должны ведь быть объективными. Компания может по своему усмотрению заявить практически о любом (конечно, в разумных пределах) уровне доходности. У руководства есть два варианта манипулирования показателями: 1) использовать различные определения термина <прибыль>; 2) строить методику бухгалтерского учета, как это удобно.
Подобные подходы можно наблюдать в большинстве отчетов руководства. Ярким примером служит деятельность компании Vodafone. Все ее показатели в высшей степени достойны уважения, какие-либо приемы мошенничества или обмана отсутствуют. Но в одних и тех же рамках формально законных и технически правильных данных деятельность компании можно показать как очень, почти невероятно, рентабельной, так и убыточной, причем эти убытки могут быть огромными.
Компания Vodafone, имея оборот около £21,5 млрд, с гордостью объявила общую цифру своей годовой прибыли за 2001 год — £7 млрд. Она была определена на основе дохода корпорации без вычета процентов, налогов и амортизации. По существу, эта цифра показывала поступления без учета плохих составляющих. А их было достаточно.
Чем глубже вчитываешься в годовой отчет этой компании, тем больше понимаешь, насколько низка на самом деле ее прибыль. От прибыли в £7 млрд она последовательно меняется в следующем порядке:
- £5,0 млрд. (пропорционально операционной прибыли, рассчитанной на основе бухгалтерских проводок, выполненных для проформы);
- £4,0 млрд. (прибыль от обычных видов деятельности без вычета налогов, предписанных законами);
- £1,0 млрд. (операционная прибыль при пересчете деятельности на основе непрерывной деятельности);
- £6,9 млрд. (общий убыток от обычных видов деятельности без учета платежей за проценты);
- £8,1 млрд. (общий убыток от обычных видов деятельности без учета налогов);
- £9,8 млрд. (убытки за финансовый год);
- £10,6 млрд. (внутренние убытки для группы и их доля в совместных и дочерних предприятиях).
Поэтому вы можете выбрать практически любой показатель в диапазоне от прибыли £7 млрд. до убытка в £10,6млрд., и он будет вполне обоснованным. Не удивительно, что руководству больше нравилось подчеркивать показатель прибыли в £7млрд., и поэтому оно выбрало именно его. С учетом сказанног