Прежде чем начинать садиться писать необходимо, научиться правильно, составлять предложения. Прежде всего, нужно помнить что, предложения, которые начинаются с подлежащего и сказуемого лучше воспринимаются при чтении. И тогда даже самое длинное предложение будет казаться простым и ясным, так как подлежащее и сказуемое, стоящее в начале делают его прозрачным.
Для того чтобы этот прием легче было использовать нужно включить немного воображение. Представьте себе, что вы пишете текст на бумаге, которая некогда не кончается и только правильная расстановка слов может дать возможность легко излагать этот длинный текст. Если же текст излагается на английском языке, то помните, что он располагается слева направо. Для лучшего понимания приведу один простой пример. Написание «лид» новостного материала для очень известной газеты «Нью-Йорк Таймс» [The New York Times]Лидии Полгрин [Lydia Polgreen].
«Восставшие захватили контроль над Кап-Аитьен [Cap Haitien], второй по величине город на Гаити, в воскресенье, не встретив сопротивления; местные жители ликовали, сожгли полицейский участок, опустошили запасы продовольствия портового склада и разграбили аэропорт, который был в срочном порядке закрыт. Полицейские и вооруженные сторонники президента Жана-Бертрана Аристида [Jean-Bertrand Aristide]спасались бегством».
В состав первого предложения входит 38 слов, и оно насыщено действием. Но если прислушаться, то можно услышать насколько оно плотное. И только слова автора «Восставшие захватили контроль» не дают взорваться тексту как гранате на мелкие кусочки. Эти слова тянет за собой все остальные слова.
Авторы, имеющие огромный опыт на основе этого шаблона могут писать тексты в огромных количествах.
Рассмотрим другой пример: отрывок из «Консервного ряда» Джона Стейнбека [John Steinbeck]. В этом отрывке описывается жизнь морского исследователя Дока.
«В будильнике Док не нуждался. Он так давно имел дело с приливами и отливами, что чуял движение воды даже во сне. Проснулся Док с первыми лучами, выглянул в окно — отлив уже начался. Выпил горячий кофе, съел три бутерброда и запил все квартой пива.
Вода оттекала незаметно. И вот уже показались камни, как будто некая сила толкала их вверх; океан отступал, оставляя мелкие лужи, мокрые водоросли, мох, губки, светящиеся, коричневые, синие, оранжевые. Дно было усеяно странным океанским мусором: обломки раковин, клешни, большие и мелкие куски скелетов — фантастическое кладбище, точнее нива, кормящая морских обитателей»2
В тексте происходит нарастание от предложения к предложению. Это достигнуто именно правильной расстановкой слов, а именно подлежащего и сказуемого. Они расставлены автором практически все начали приложения, ну или почти в начале. Благодаря этому Стейнбеку удалось сохранить ясность и силу повествования. А для того чтобы текст не казался монотонным автор чередует длину предложений в тексте.
В прозе обычно подлежащее отделено от сказуемого несколькими словами. Все это потому, что мы при рассказе вначале говорим о предмете, и только потом приступаем к глаголу. Так мы можем очень легко запутать читателя.
Рассмотрим еще один пример. «Законопроект, который исключит подоходный налог на оценочную стоимость новых домов из расчетов государственного финансирования образования, может означать потерю прибыли для Чесапикских окружных школ [Chesapeake County schools]».
В этом примере подлежащее «Законопроект» разделяет от сказуемого «может означать» целых двенадцать слов. Такая расстановка слов очень опасна, так как она может превратить текст в бессмыслицу и тогда данный текст потеряет важность. Но если, же изменить расстановку подлежащего и сказуемого, то смысл гражданского текста приобретет именно свою важность.
Для создания интриги нужно автору немного добавить в текст напряжения. Необходимо чтобы читатель при чтении текста постоянно терялся в догадках и хотел продолжать читать все дальше и дальше. Автору нужно приглашать читателя узнать непознанное, а для этой цели можно использовать и глагол напоследок.
Практикум
1. Возьмите любой газетный или журнальный текст. Прочитайте его и карандашом, отметьте позицию подлежащего и сказуемого.
2. Сделайте то же самое с черновиком, над которым Вы работаете.
3. Сделайте то же самое с Вашими статьями.
4. В следующий раз, сражаясь с предложением, проверьте, можно ли его переписать, поставив подлежащее и сказуемое в начало.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru
1 комментарий
Замечательная статья. Очень полезная информация. Большое спасибо.