Любой автор, начинающий писать то или иное произведение естественно желает его закончить, причем какова будет его концовка целиком и полностью находится в профессиональных руках писателя.
Начиная с детских лет каждый из нас усвоил, что если у истории есть начало, то у нее обязательно будет и логическое завершение, концовка, пусть даже самая предсказуемая. Примерами таких концовок могут быть самые знакомые каждому ребенку фразы: «И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало» или же «… наши герои жили долго и счастливо» и так далее.
Для многих журналистов написание логического конца является настоящей проблемой. Старые, давно проверенные жанры статей не позволяют завершить себя какой-либо логической концовкой. Статьи несущие какими-либо новости построены в иерархальной форме, то есть от наиболее значимой и востребованной информации к менее. В данном случае, каждый читатель самостоятельно выбирает, что для него будет являться концом материала, которым он заканчивает свое чтение. Естественно, что при допуске статей в тираж газеты каждый редактор самостоятельно вырезает часть текста, не заботясь при этом о том, что возможно вырезается что-то довольно значимое.
Большинство читателей и авторов придерживаются несколько иной формы предоставления информации. Многие печатные издания переполнены статьями «по интересам», мнениями издателей, колонками, обзорами и, конечно же, разнообразными очерками. «Творцы» всего вышеперечисленного естественно имеют полное право на достойное завершение, конец своего детища.
Когда люди говорят о логической концовке, многим представляется какое то четкое разграничение. Имеется целый ряд журналистов, которые называют себя репортерами, либо же писателями, не осознавая при этом, что данные ярлыки скорее всего относятся к их самоидентификации, нежели к тому, насколько профессионально они овладели своим ремеслом. Их отличие от настоящих писателей заключается в их стремлении просто остановиться на интересном факте, новости, в то время как писатель жаждет поработать непосредственно над концом истории.
Единственным способом научиться писать отличные концовки – это научиться их читать. И лишь немногие художественные произведения могут похвастаться такими превосходными концовками как, к примеру, «Великий Гэтсби».
В данном произведении автор заранее, еще в конце первой главы начинает постепенно красиво подводить читателя к определенной концовке.
Каждая из глав, каждое предложение имеют свое логическое завершение, определенную концовку, которые в конечном итоге предвосхищают финальную сцену всей истории.
Данную технику пользуют далеко не одни романисты. К примеру американец Чип Сканлан (Chip Scanlan) в рубрике «Мнение» (Нью-Йоркская газета «The New York Times»), утверждал, что журналистам необходимо у граждан научиться правильно и тактично задавать вопросы политикам. К примеру он пишет: «Пока Шиффер отшлифовывает вопросы для завтрашних президентских дебатов, которые являются итоговыми, ему будут полезны примеры вопросов, заданных ранее Дэниэлом Фарли, Рэнди Якобсом, Нормой-Джин Лорен, Мэтью О’Брайеном, Джеймсом Варнером, Сарой Дегенхарт, Линдой Грэйбл».
В данном абзаце, являющемся вводным, Чип поименно перечисляет лиц, которые во время предыдущих дебатов задавали полезные и «правильные» вопросы. В последнем абзаце Чип как бы замыкает круг, и возвращается к самому началу:
«Итак, в скором будущем Шиффер сможет достойно послужить интересам народа и преподать урок своим коллегам – журналистам… Он сможет равняться на вопросы заданные жителями американского штата Миссури. Они же в свою очередь понимают, что это достаточно сложные вопросы те, которые поставят кандидата в тупик, те на которые он не захочет, или же попросту не сможет ответить».
Есть достаточное количество способов начать или же достойно закончить начатый материал, однако многие писатели полагаются лишь на несколько основных стратегий, точно также как это делают многие музыканты. В музыкальном произведении, песни часто вырастают в крещендо, постепенно затухают, внезапно прерываются, или же повторяют начало. В письменном произведении, авторы выбирают из нижеперечисленного:
— Так называемый Замкнуть круг. Концовка нас отсылает к непосредственно началу текста, возвращая к самому важному и значимому моменту или представляет нам вновь главного героя, персонажа.
— Привязка. Кейт Вудс говорит, что она как юморист обожает Дэйв Барри – то есть интуитивно привязывает концовки своих историй к необычным или диковинным элементам рассказа.
— Временные рамки. Писатель как бы искусственно создает структуру неумолимо тикающих часов. Для завершения истории писатель должен самостоятельно выбрать, что же будет последним событием истории.
— Пространственные рамки. Журналисты больше заботятся о месте нежели о времени, указанных в своей истории. К примеру репортажи об ураганах ведут читателей от одной географической точки к другой и показывают на сколько разрушительными бывают стихии. Для концовки истории авторы обычно выбирают лишь последнее описываемое место.
— Вознаграждение. Чем длиннее является статья, тем существеннее становится роль вознаграждения за нее. И не обязательно что это будет «хэппи энд», однако это обязательно должен быть финал, приносящий значительное удовлетворение, так называемая награда за пройденный путь: раскрытие секрета, либо разгаданная какая-либо тайна.
— Эпилог. После завершения истории жизнь все еще продолжается. Многие из нас после посещения кинотеатров не раз задавались вопросом: «А что все-таки стало с главными героями фильма?». Точно также и в литературе. Эпилог является той частью, которая отвечает на данный вопрос читателей.
— Проблемы и решения. Данная незатейливая структура написания предоставляет конец на выбор, то есть писатель заявляет какую-либо проблему в начале истории и предоставляет читателю возможность для ее решения в конце.
— Уместная цитата. До сих пор это довольно надежный прием. Его суть заключается в том, что из слов самих персонажей вытекает концовка истории.
— Взгляд в будущее. Некоторые статьи и репортажи сообщают нам о вещах, произошедших в прошлом, однако то, что может произойти в будущем так и остается загадкой.
— Мобилизуйте читателя. Концовка той или иной статьи, репортажа, направляет читателя посетить какое-либо место, прочесть другую книгу либо статью, стать донором и так далее.
Концовки Ваших историй станут заметнее лучше и совершеннее, если Вы будете постоянно помнить о том, что все части статьи, истории, тоже должны концовки. Каждое предложение должно иметь конец. Каждый абзац имеет свой логический конец. И, конечно же, каждое даже незначительное окончание готовит основную развязку.
Необходимо избегать тех концовок, которые длятся до бесконечности. Попытайтесь поочередно закрывать рукой абзацы, начиная с последнего, и спрашивать себя: «Что же изменится, если статья вдруг окончится на этом месте?».
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru