Всем авторам, как плохим, так и хорошим приходится постоянно передвигаться по так называемой «лестнице абстракции». Когда они спускаются вниз, то там встречают слова, обозначающие различные предметы, которые каждому понятны. Чем ниже спускаетесь, тем легче понять их значение. А чем выше подниметесь по этой лестнице, тем понять слова вам будет всё сложнее. В самом верху находится абстракция. Что это такое, трудно объяснить. Там находятся слова особого смысла. А в середине расположено нечто среднее. Впервые понятие абстрактной лестницы появилось в работах Хаякавы С.И., как одна из наиболее приемлемых моделей письма. Эта лестница постоянно подвергалась улучшениям и предоставляла всем помощь по правильному мышлению и передаче другим точного смысла слов. Давайте подробнее познакомимся с нашей лестницей и постараемся понять её название. Само её название представляют два слова. Самое первое слово «лестница» знакомо каждому. Это специальная группа ступенек, предназначенных для подъёма наверх и последующего спуска. Лестница – нечто материальное. Её можно трогать, по ней подниматься или спускаться ради каких-либо целей. Снизу лестницы всегда прочная надёжная основа. Чем выше, тем больше шансов упасть на твёрдый низ. Что касается второго слова в названии – «абстракция», то здесь всё значительно сложнее. Не каждому дано ума и фантазии, чтобы правильно объяснить значение этого слова. Оно не материально. По нему не пройтись и его не пощупать. То есть чувством его не понять. Оно лежит в сфере вашего интеллекта, и поэтому только на различных примерах возможно его объяснить так, чтобы оно стало понятно каждому человеку.
Для примера рассмотрим Д. Апдайка и его высказывание, где он говорит о том, что люди живут в эре «ненужных изобретений и негативных усовершенствований». Если мы поместим эти слова на лестницу, то они будут находиться почти на самом её верху. О чём автор так говорит? Да, о простой металлической банке для пива с приспособлением для быстрого открывания. Он хотел сказать то, что такое открывание напрочь убило «подлинный опыт» при питье этого напитка. Такие слова, как пиво и открывалка понятны абсолютно каждому и поэтому их нахождение в самом низу. Таким же образом учат маленьких детей в детских садах, когда показывают фотографию знаменитого человека, называют его имя (низ лестницы), а потом рассказывают об этом известном человеке (поднимаемся вверх), приближаясь к разгадке его славы и известности. Допустим репортёру следует освятить собрание школьного совета, где будет обсуждаться список книг, которые должны быть прочитаны. На этом собрании, наверняка, не будут говорить о «важности в образовании повышения грамотности» или о «гражданственности или призвании» (верх лестницы).
Тема данного собрания предполагает обсуждение на среднем уровне лестницы. А именно, о том, сколько необходимо учителей для того, чтобы необходимое количество указанных книг списка было прочитано. Считается, что читая статью журналиста, читатели её не понимают и не видят нужным образом, то это значит, что они находятся не середине лестницы. Поэтому следует найти способ подняться вверх или спуститься вниз. Теперь постараемся определить, как удаётся успешным авторам ходить вверх и вниз по лестнице, и для примера возьмём статью Л.Д. Бора по операции пересадки сердца. «Здоровое 17-летнее сердце качает дар жизни в 34- летнем». Здесь слово « сердце» расположено внизу, а его кровь, которая даёт «дар жизни» моментально заставляет вас подняться по лестнице вверх. Это называется возвышением. Т. Бозвелл, который является автором статей о бейсболе, писал о том, как спортсмены стареют. Он описывает уборщиков, приходящих убирать поле ночью, идут по полю, где уже никого нет, и которое с трудом видно из-за темноты с метлами и шлангами для полива и собирают «мёртвые остатки игры». В «угасающие дни» осени они « забирают души бейсбола». И в куче помоев можно найти старых спортсменов, которых выбросили в корзину для мусора бейсбола за ненадобностью. Такие абстракции, как « мёртвые остатки», материализуются в пивные стаканы, а шланги и мётлы становятся абстракцией в виде смерти, которая ищет бейсбольные души. Такого рода метафоры и сравнения признаны объяснить абстракцию благодаря таким же сравнениям с конкретными предметами. Ещё один яркий пример из В. Дюранта, когда он сравнивал цивилизацию с берегами реки и бывает, что в реке много крови от убийств, и так же на берегу реки строятся дома, растут дети, поются песни. История цивилизации является историей берегов реки.
Чтобы полностью разобраться в нашей лестнице абстракции можно выполнить несколько практических заданий. 1) Прочитать статью с необычным непонятным названием, который объясняет, для чего это сделано, и проследить изменение от материального (низ лестницы) к абстрактному (верх лестницы). 2) Найти статьи общественные и бюрократические, которые расположены в середине лестницы. Как сделать так, чтобы подняться вверх или опуститься вниз? 3) Надо прослушать различные песни и посмотреть внимательно движение слов песни по лестнице, когда они движутся вверх к абстракции или спускаются вниз к обычным понятиям. Проследите, как авторы используют для своих песен абстрактные понятия, которые объясняют слова свободы, мира, войны, надежды, любви, различных чувств и желаний. 4) Изучите свои собственные статьи и опишите главную суть этой статьи, используя всего два или три слова. Подумайте, как сделать так, чтобы абстрактные слова стали доступными и понятными для всех.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru