Этот прием помогает прояснить тайны самого письма. Именно план и идея помогают дать толчок, сконцентрироваться на написание качественной интересной статьи.
В 1983 году Дональд Мюррей [Donald Murray] показал свою идею, изобразил на доске маленькую интересную диаграмму, которая навсегда поменяла мою технику письма и преподавания, дала новую качественную идею. План процесса письма он представил просто, это было всего пять слов, которые характеризовали процесс создания статьи. А именно, Идея, Сбор, Фокус, Черновик, Ясность. Что подразумевает, что автор выбирает идею статьи, изучает данные и аргументы, разбирается в предмете исследования, делает наброски статьи, план, а потом доводит его до окончательного варианта.
Как именно такая схема смогла изменить мою жизнь?
До этого времени, я думал, что грандиозные великие тексты пишут настоящие волшебники. Естественно. Ведь я имел в руках только готовые тексты, отшлифованные старанием и временем. Книга, которая попадает нам в руки идеальна от дизайна до ее содержимого. Казалось, написать такую книгу может лишь нереальный человек, ведь в ней каждый момент доведен до совершенства.
Однако, изучив модель письма Мюррея, мы открываем новую модель процесса письма. Готовый первоклассный текст это процесс колоссального труда, который включает в себя серию шагов и приемов. Институт Пойнтера работает с данной моделью письма уже более двадцати лет, конечно, пересматривая, расширяя эту модель, подгоняя и редактируя под разные задачи.
Моя версия с комментариями.
Принюхаться: Прежде, чем придумать идею, мы чувствуем ее появлением, ощущаем ее присутствие в воздухе. Журналисты часто хвастаются «нюхом на новости». Часто и писатели пытаются исследовать что – то новое, что – то, что вот- вот должно появиться.
Исследуйте идеи: огромное восхищение вызывают писатели, которые берут свои идеи из воздуха, точнее из обычной жизни, раскрывая ее с необычной, с ранее не открытой стороны. Такие люди способны прислушиваться к окружающему миру, по кусочкам собрать единую картину, превращающуюся в роман. Писатели делятся на писателей со своими уникальными идеями и теми, кто ориентируется на задания.
Собирайте данные: Не зря Фрэнсис К. Клайнс [Francis X. Clines]из газеты «The New York Times» говорит о том, что написать статью, найти ее, можно выйдя за пределы офиса. Идеи есть кругом, а уж тем более новости.Писатели же наблюдают за окружающим миром, выискивая образы, слова, обращая внимания на детали, ищут факты и документы, выслушивают доводы экспертов, просматривают статистику. Конечно же, именно детали могут дать старт писателю при выборе образа героя.
Найдите фокус: Чип Сканлан заявляет, что для него главное в написание текста- это фокус. Для него фокус это заключительный этап, который показывает суть мысли всего текста, эксперимента, который подводит итог, отобранным фактам. Ответ на всю статью для него – это заключение в нескольких, а точнее трех, словах. Именно то, для чего читатель провел время за чтением всего текста, статьи, ради финала, вывода.
Если вы хотите выбрать лучшее, то существует огромная разница между новичками и опытными писателями. Суть их различия состоит в том, что новички выплескивают наружу содержимое своих записных книжек и заметок в создаваемый ими рассказ или статью. Они думают, если они записали данную заметку, то она обязательно должна пойти. А вот если брать опытного писателя, то они в таком случае берут куски, иногда такие куски занимают половину или одну десятую всего собранного материала. Здесь возникает вопрос, что включить, а что нет, что и является самым сложным в деле писателя. Нужно уметь правильно определить что является главным, а что можно пропустить и оставить за бортом, не напрягать читателей своей нелепой болтовней и не нужными рассуждениями. Необходимо правильно учитывать порядок. Как говорят стилисты Странк и Вайт: Вы возводите собор или натягиваете палатку? Какой масштаб вашей работы? Какую форму вы хотите создать? Если работать по составленному преждевременному плану, то автор получает преимущества, он схватывает полную структуру материала. Но вы не думайте, это не определенная жесткая схема, от которой не возможно отклониться, просто набросанный план поможет вам почувствовать с чего нужно начать, что написать в середине и конечно же закончить произведение.
Обязательно пишите черновики: из опыта можно сделать вывод, что многие авторы пишут черновики, зная, что первый черновик не когда не бывает совершенен и его с легкостью в дальнейшее можно переработать, что и позволяет авторам писать спокойно и легко. Но, существуют такие авторы, например, мой хороший и давнейший друг Дэвид Финкель, которые работают дотошно, одним словом педантично, они составляют предложение за предложением, абзац за абзацем, совмещая и не раз прочитывая и совмещая их с редактурой. Но нужно сказать, что не один из данных методов не идеален сам по себе.
Мой подход таков: я когда-то очень верил тому, что письмо идет от черновиков, то есть с того самого момента, когда я сел в кресло и мои пальцы рук коснулись клавиатуры. Но теперь я точно знаю, что черновик – это очень важный шаг для самого начала вашего пути и он будет быстрым если я проведу как можно больше подготовительной работы.
Разъясняйте и перечитывайте: Одна история, как – то Мюррей сделал мне достойный подарок, предоставил подборку рукописей, которая называлась «Писатели за работой». Но здесь я заметил, как один из поэтов, точнее Шелли вычеркнул своей рукой название «К этому жаворонку» и переделал его просто напросто на название «К жаворонку». Возьмем литератору Бальзака, он пишет целые тонны поправок на полях уже готовой корректуры.
Если вы обратите внимание, то можно сказать, что Генри Джеймс постоянно вычеркивает около 20 строк с страницы, а страница обычно составляет всего 25 строк. Получается так, что для таких авторов слово «писать», значит переписывать. Но в настоящее время, в мир технологий компьютеры решили нас такого удовольствия, теперь не представляется возможность наблюдать за такой работой, но зато позволяет нам совершенствоваться и работать со большой скоростью, исправлять и перечитывать, сохранять копии.
Помните, нужно постоянно принюхиваться, разведывать, собирать, фокусировать, выбирать, ранжировать, редактировать.
Вы не воспринимайте составленный вами план, как инструмент. Думайте о нем как о вещи. Например, в хорошем сарае, у хорошего хозяина, все вещи на своих местах, кисточки отдельно, веник отдельно. Таким образом, каждое ваше слово описывает процесс вашего письма, оно содержит тип вашего мышления и вы пишете каждое предложение со своим набором слов и примеров, применяя свои же инструменты.
Составив один раз план процесса письма, вы воспользуетесь им еще не раз. При помощи его вы сможете найти и нащупать проблемы в своих статьях. При помощи его вы сможете понять свои сильные и слабые стороны. Так же при помощи этого вы сможете составить свой словарь обсуждений журналистского мастерства, и который сможет поднять вас на новый уровень.
Как это сделать? Да легко. Возьмите, со своими друзьями, ватман и нарисуйте собственную схему вашего процесса письма. Используя при этом стрелки и слова, рисунки и все необходимое, что поможет вам создать собственный творческий метод работы. Отыщите одну из тех работ, которую не приняли и она лежит уже давно в долгом ящике, и при помощи вашего нового составленного метода, определите какая часть данной работы, не сработала. Может, в ней не было достаточно информации, может вы не смогли выбрать и донести суть до читателей.
Используя мои шаги, создайте для себя шкалу оценки, которой вы будете придерживаться. Просмотрите сове портфолио и поставьте себе оценки на каждой страницы и категории. Используйте категории, мои описания и поговорите со своими коллегами о процесс их письма и обсудите с ними методы работы.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru