Автору необходимо убедить читателя одолеть предложенную статью до самого конца, как же это сделать на практике? Рассмотрим несколько советов от коллег по перу и друзей.
«Если совершаю прогулку по лесу, Вы вдруг найдете золотую монетку, разумеется, Вы поднимите ее и отправите в карман. И продолжите свой путь в надежде обнаружить еще одну монетку, внимательно осматривая тропинку под ногами. И для пополнения своего внезапного обогащения Вы наверняка пойдете вглубь леса…» — примерно так рассуждает мой коллега Дон Фрай (Don Fry).
Нашего читателя можно сравнить с таким путником и путешественником по лесу, собирающим золотые монетки. Необходимо в самом начале повествования так заинтересовать читающего, чтобы у него обязательно возник закономерный вопрос: «А что будет дальше и чем все закончится?».
А такой золотой монетой, которая завлекает читателя, могут быть разные детали и сообщения, если они представляют интерес. Многие считают, что залог успеха – хорошее начало статьи, другие авторы, напротив, полагают, что самое любопытное и самую ценную «золотую монетку» надо оставить на самый конец повествования.
Как справедливо однажды заметил Майкл Гартнер (Michael Gartner): «Самое простое, что может совершить наш читатель – так это бросить чтение нашего сочинения!»
В действительности, «золотой монеткой» в повествовании могут стать: меткая цитата, креативная подробность или сюжет маленькой сценки. Этими тремя золотыми монетками с успехом пользуются знаменитый Бил Бландел (Bill Blundell), который написал для издания «The Wall Street Journal» статью о вымирающей культуре ковбоев, нашедшую большой отклик среди читателей и множество заслуженных наград. А Питер Райнарсон (Peter Rinearson) в 1984 году для «The Seattle Times» написал серию статей о создании нового самолета Боинг 757, в которых показал «высший пилотаж» использования «золотых монеток». Например, когда я почти хотел закончить чтение текста, натолкнулся на подробность, в которой сообщалась креативная подробность: во время полета утка ударилась о лобовое стекло кабины пилота!
Конечно, такая «золотая монетка» подогрела мое любопытство и я продолжил чтение статьи. Далее следовали ироничные и тонкие рассуждения специалистов о «куриных тестах» во время испытаний новых лайнеров, а какие последствия для птиц бывают после столкновения с летающими объектами – включите полет фантазии. После знакомства с этой серией статей о новом Боинге 757, читатель совершенно по новому относится к проблеме столкновений в воздухе с птицами и иначе думает об основателе сети ресторанов быстрого питания «Жареный цыплёнок из Кентукки» (KFC) Полковнике Сандерсе (Гарланд Дэвид Сандерс).
Замечу, что некоторые журналисты не используют в полную силу драматические и комические всплески в повествовании, как это делают опытные писатели и сценаристы. Журналисты отличные фразы и «золотые монетки» разбрасывают по всем правилам, а редактор настойчиво предлагает передвинуть интересную часть ближе к началу, еще и еще, и так до бесконечности… иногда.
Может такой материал будет интересен читателю, но сама структура статьи разрушается и превращается в обман, например, покупателей. В начале статьи обещают хорошие скидки и рекламируют сезонные акции, а далее читатель подводится к более дорогим и качественным товарам, которые просто необходимо приобрести.
Выводы и практические советы:
• В процессе редактирования материала обсудите вместе с редактором распределение «золотых монеток» по всему тексту. Не позволяйте перегрузить начало статьи, оставив остальные важные части без подробностей, цитат и креатива.
• Позвольте себе обращать внимание на стратегическое размещение «золотых монеток» в сценариях или фильмах, которые Вы смотрите и читаете.
• Работая над статьей, отметьте для себя звездочкой места, которые Вам особенно удались. Продумайте их гармоничное расположение в статье.
• Собирая материал и подготавливая статью, присмотритесь к встречающимся «золотым монеткам» и умело используйте их.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: http://www.editor.ru/