Чтобы стать хорошим писателем, необходимо быть внимательным читателем, даже ради приобретения опыта, глубокого анализа формы и содержания. Я уже в третьем классе начального обучения пришел к мысли, что я хороший читатель, и сообщила мне об этом моя учительница, когда при изложении текста о мальчишке Дэви Крокете, который убил «гигантского медведя», я запомнил детали и распознал прилагательное «гигантский». Следуя логике, почему же мне потребовалось еще двадцать лет, чтобы понять, что я хороший писатель?!
Отметим, что сами понятия «писатель и писательство» предусматривают наличие таланта грамотно и красиво излагать свои мысли, которые, так между прочим, должны быть интересными другим людям, то есть читателем. Читателем может стать любой грамотный человек, а писателем – только талантливый человек и отличный читатель.
Вспомните, когда ребенок или взрослый собирает пазл, ему необходимо увидеть полную картинку, которую он создает. Плотник должен разбираться в столярном деле и отличать шкаф от буфета. Так и для писателя важным моментом является конечная цель: «Что я хочу создать в результате написания статьи, повести, романа?», а затем спросить себя, какими инструментами пользоваться для достижения блестящего результата.
Понятие «жанр» в литературоведении обозначает форму изложения текста, повествования. Очень верно подмечено Франком Смитом (Frank Smith) – специалистом по чтению, что читатель обращает внимание и впитывает не только грамматику языка, но и грамматику литературного изложения. Например, дети в раннем детстве усваивают формы повествования, и если они слышат «жили-были» или «однажды», то понимают, что предстоит встреча со сказкой.
Основываясь на этом, я перед написанием чего-то значительного и важного, всегда читаю специальную литературу, хронику тех событий, о которых планирую повествовать, собираю всевозможные подробности. Например, если речь в новой работе пойдет о войне, мне необходимо почитать журналы и газеты тех лет, а чтобы объективно осветить проблемы носителей СПИДа, я знакомлюсь и тщательно изучаю медицинские статьи и истории конкретных людей на эту тему. По этим причинам рекомендую читать чужие произведения ради содержания.
Но при этом нельзя забывать о форме содержания, например, самые лучшие подписи к фотографиям публиковало старое издание журнала «Time», а мастера завлекательного заголовка без всякого сомнения работают в бульварной прессе. Если Вы планируете научиться грамотно объяснять последовательность действий, читайте лучшие кулинарные книги. А научиться придумывать остроумные и меткие заголовки для Ваших работ поможет чтение журнала «The New Yorker», точнее рубрика — «Разговоры в городе».
Когда я задумал и приступил к серии рассказов в форме коротких заметок, предварительно почитал короткие рассказы Ч. Диккенса, Шервуда Андерсона, Г. Маркеса и других. Но на мой взгляд, в произведениях перечисленных авторов, главы были очень длины. В результате, на вооружение я взял структуру коротких рассказов, которые были похожи на главы романа «Приключениях отважных мальчишек и Нэнси Дрю». Этим романом я зачитывался в юности: каждая глава прочитывалась за короткое время, а в конце ее и существовала мини-интрига. Благодаря кропотливой работе над изучением структуры чужого литературного опыта и родилась моя серия рассказов «Три маленьких слова».
Повторяю, что читать должен каждый, а писать должны только те, у кого есть талант. Один лучший читатель среди репортеров мой друг Том Френч (Tom French) утверждает, что при чтении обязательно анализирует те части произведения, которые заставили его продолжать чтение. Мне кажется, что сила и популярность публицистики Тома частично исходит из обширного круга чтения: от «Приключений Тарзана» времен юности до двадцатитомных «Рассказов британского моря» Патрика О’Брайана (Patrick O’Brian). Так вот, при нахождении хорошего примера, Том задерживается, размышляет над ним; другими словами, такой прием можно назвать «рентгеном» чужих произведений.
Да, да, да! чтобы быть хорошим писателем, необходимо обладать рентгеновским видением, не зря же супермэн был репортером в газете. Изучая чужие тексты, писатель учится синтаксису и риторике, замечает средства по созданию смысла, впитывает грамматику языка. Это рентгеновское видение и другие качества автора в дальнейшем реально помогают создать собственные отличные тексты.
Несколько моих рекомендаций для пытливых читателей:
1. Читайте, чтобы понять автора, услышать то, что он хотел сказать.
2. Читайте свежую прессу, чтобы найти неосвещенные сюжеты и нераскрытые темы.
3. Читайте статьи, репортажи, блоги, сайты в Интернете, открывая для себя новое разнообразие форм.
4. Читайте книги, сюжетом и стилем которых Вы увлечены, от первой страницы до последней. Но и не отказывайте себе в прочтении отдельных отрывков произведений.
5. При выборе книг полагайтесь на свою интуицию и вкус, а не только на оценку других.
6. Читайте глянцевые журналы в кафе, магазинах, где предлагают подобное чтиво, за чашкой кофе или грустными вечерами.
7. Читайте литературу, которая расширяет круг ваших интересов, но не связана с Вашей специализацией.
Но иногда избегайте читать такие материалы, которые оказывают на Вас такое сильное влияние, что Вы просто пересказываете чужие мысли и идеи. Учитесь создавать блестящие произведения именно достойные Вашего пера и писательского опыта. Так например, я прекратил читать книги по стилистике и письму, когда начал работу над книгой «Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer», главу из которой Вы сейчас читаете.
Читайте с карандашом в руках, отмечайте те места, которые оказали на Вас самое сильное впечатление, делайте заметки на полях, спорьте с автором. Например, Луиза Розенблат (Louise Rosenblatt) справедливо утверждает, что чтение напоминает блюдо на троих: для автора, текста и читателя. Автор творит текст, а читатель превращает его в рассказ.
Выводы и практические советы:
• Приобретайте книги и журналы, которые расширят Ваш кругозор и повысят Вашу читательскую планку.
• Читайте любимы произведения и классиков с карандашом в руках, прочитывайте их «рентгеновским» способом.
• Если Вы работаете на издание, возьмите в привычку прочитывать свою газету журнал от корки до корки, включая отдел объявлений, чтобы быть в курсе работы своих коллег.
• Если Вам досталась почетная должность редактора, высказывайте свое мнение, делитесь своими соображениями и пожеланиями с авторами, вдохновляя свой штат.
• Читайте вслух, затем откладывайте книгу, излагайте отрывок на бумагу и анализируйте полученный результат.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: http://www.editor.ru/