По ходу развития сюжета вставляйте важные подсказки. С самого начала повествования. Предвосхищайте ключевые моменты и позвольте читателю самостоятельно «сделать открытие».
В качестве ярких примеров можно привести два замечательных фильма, в которых создавались «размытые намеки» на события, которые только должны были произойти, именно с помощью подсказок. Эти подсказки появлялись задолго до кульминации и говорили о важных событиях в будущем.
В фильме «Клетка для птицы» фигурирует одна и та же картина. Собственно, с нее и начинается фильм: на сцене кабаре группа девушек танцует и подпевает. Кажется ничего особенного, если бы в кульминационный момент это действо не повторялось, только танцует на той же сцене и под ту же музыку сенатор-консерватор (его «исполняет» Джин Хэкмэн), переодетый и в парике, пытаясь скрыться незамеченный от папарацци.
В другом популярном фильме – «Гарри Поттер и узник Азкабана» самое интересное открывается в конце, когда Гермиона признается в своих умениях путешествовать во времени. Этому способствует ее талисман. Сначала может показаться, что все это достаточно неожиданно, но обратите внимание, какие даются посылы: огромные часы и маятники, встречающиеся довольно часто в течение фильма.
Для литературных произведениях больших форм, фильмах, спектаклях порой не сразу можно заметить этот прием, но при просмотре и повторном чтении можно некоторые заметить, а потом еще некоторые, и еще. Необходимо несколько раз смотреть фильм или читать книгу, чтобы заметить предвосхищение, задуманное и вписанное автором.
В коротких литературных произведениях эта техника более заметна, иногда даже с первого раза. Рассмотрим «Дядюшку Джима» Питера Питера Мэйнка [Peter Meinke]:
Что дети помнят о Дядюшке Джиме:
Он ехал в поезде, в город Рино на развод,
Чтобы потом снова жениться,
Но встретил другую и проснулся в Калифорнии.
У него ушло семь лет, чтобы выпутаться.
Но человек, который пел так, как Дядюшка Джим,
Призван попадать в передряги:
Он это знал, мы это знали.
Мать сказала: Это от того, что он средний,
Отец сказал: Да, когда есть проблема,
Джим в середине.
Когда Джим потерял голос,
Он потратил все на хирурга
И отказался от искусственных связок,
Которые ему предлагали. По правде,
Он отказался от всего. Смотри,
Дело твое. Сколько еще ты хочешь пожить?
И Дядюшка Джим показал один палец.
Средний.
Такое маленькое и незатейливое произведение включает «среднего» Джима, среднего в семье и среди всех проблем. Так что, средний палец в конце «творения» был предвосхищен еще в средних строках…
Значит, предвосхитить развитие сюжета можно в фильме и книге, и даже в маленькой поэме. А можно ли предвосхитить развитие статьи? Давайте посмотрим:
Танкер врезался в мост и разрушил более 300 метров мостового покрытия. В результате аварии в реку упал автобус и несколько автомобилей. Погибло 30 человек. Был год 1980. Репортер газеты «The Miami Herald», бывший поблизости места аварии совершенно по другому заданию. Ему удалось разыскать водителя, чудом избежавшего падения с разрушенного моста. Его автомобиль остановился в полуметре от края обвала. Как этот репортер, Джин Миллер, пишет об этом.
«Ричард Хорнбакл [Richard Hornbuckle], дилер автомобилей, гольфист, баптист, был в полуметре от того, чтобы спустить свой желтый Бьюик Скайларк с моста «Sunshine Skyway» в реку».
Много написано или мало? Немного, верно? Однако, каждое слово в этом опусе – предвосхищение, которое разворачивается в дальнейшей истории. Кроме того, достаточно много игры слов, созвучий и деталей. Необычное имя героя «Нornbuckle» (гудок и пристежной ремень) разворачивается в историю автодилера на подержанном, но весьма исправном автомобиле. Дальше – больше. Цвет автомобиля с названием моста (желтый и Sunshine» — солнечный свет), а «Скайларк» (жаворонок) с «Skyway», (небесный путь). Как мастерски обыграны детали.
Может показаться странным наличие дополнений, в трех словах описывающих героя (дилер автомобилей, гольфист, баптист), но и это не случайно. «Дилер автомобилей» — это, прежде всего, распорядок работы. Отсюда ясно, как и почему он оказался на мосту. «Гольфист» развивается в эпизод, в котором покидая автомобиль Хорнбакл не забывает забрать свои клюшки для гольфа. «Баптист» предопределяет цитату, когда, уцелевший при аварии человек, обещает, завтра утром пойти в церковь. Вот вам и простое описание…
Этот прием еще называют «Чеховское ружье», по имени А.П. Чехова, который написал в своем письме: «Ружье, появившееся на сцене, должно непременно выстрелить».
Немного практики:
1. Не стоит выделять элементы и ситуации, которые потом ни к чему не приведут, т.е. акцентировать внимание на ружье, которое не выстрелит.
2. Обратите внимание на элементы, которые встречаются в литературе и кино, предвосхищающие события и детали. Если вы раньше их упускали, то теперь вы знаете, на что обращать внимание.
3. Применять предвосхищение можно не только в литературе или кино, но и в публицистике. В статье, рубрике или эссе можно «намекать» на то, что будет раскрыто в самом конце. Что можно «высветить» в начале, чтобы можно было предвидеть сюжет, кульминацию и окончание?
4. В репортаже возможную концовку необходимо искать на месте событий. Большое количество деталей дают пищу для хороших литературных эффектов. Смотрите на месте, поскольку именно там можно создать концовку и найти возможность ее предвосхищения.
Автор:Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru