ŠKODA, автомобильный концерн.
Первый завод основан в конце декабря 1895 году механиком Вацлавом Лаурином и продавцом книг Вацлавом Клементом. Побуждающим мотивом создания первого мероприятия стала поломка нового велосипеда, купленного книготорговцем. Ему отказали в сервисном обслуживании, на основании того, просьба о ремонте в письме была высказана на чешском языке. Производитель велосипеда был, конечно же, немецким. Возмущение побудило заняться велосипедным делом самому — хороший пример национального достоинства как побудительной причины для развития промышленности родной страны. Компания была названа «Laurin & Klement Co».
Как и многие автомобильные заводы, с более чем столетней историей, мастерская начала производство велосипедов Slavia. Затем начали делать мотоциклы, которые пользовались большой популярностью и выигрывали мотогонки. Под влиянием новой идеи вскоре оба производства свернули, и компания занялась автомобилями. Первая машина сошла с конвейера в 1905 году, звали её «Voiturette». В течении всего двух лет объем производства вырос настолько, что стала необходимостью реструктуризация производства в акционерное мероприятие.
В 1925 году произошло слияние с компанией «Pilsen ŠKODA Co.», и торговая марка «Laurin & Klement Co» перестала существовать. Настоящий экономический прорыв компания совершила после окончания кризиса с моделью автомобиля «ŠKODA Popular».
После политических событий, изменивших коренным образом страну, концерн принял решение о поиске долгосрочного международного партнера. В 1991 году ŠKODA стала частью концерна Volkswagen.
Сегодня на заводе в Болеславе трудится более 20 000 человек. За год выпускается 500 000 автомобилей. Для решения кадрового вопроса концерн ŠKODA учредил собственное высшее учебное заведение.
В течении 2010 года автоконцерном ŠKODA было реализовано 763 000 автомобилей, а годовой оборот компании составил 447 миллионов евро, что на 203 миллиона больше результата 2009 года. Показатели 2010 года были достигнуты уже по результатам трех кварталов 2011 года.
Филиалы автоконцерна Volkswagen AG открыты в пятнадцати странах мира.
Логотип компании ŠKODA овеян загадочностью. Вначале он представлял собой колесо и листья липы, призванные символизировать славянские народы. Позже были добавлены «L» и «К» — инициалы основателей компании. Впервые «голова индейца» появилась в логотипе концерна в 1926 году. Его история и значение являются тщательно охраняемой тайной. Существует легенда, что автором был директор концерна Т. Маглич. Первый логотип не изменяли в течение 70 лет, а второй продержался только 20. Последний вариант был представлен миру в феврале 2010 года. В современной версии изображения символика обозначает следующее: круг – земной шар, птичье крыло – размах производства и продажи всему миру, стрела – прогрессивное движение, глаз – широту взгляда, черный цвет – традиции и зеленый цвет – экологию.
JAWA, завод мотоциклов
Франтишек Янечек в 1929 году начал производство мотоциклов на собственном оружейном заводе «Zbroiowka». Для этого была приобретена лицензия славной немецкой фирмы «Wanderer». Слияние чешского имени Янечек и немецкой фамилии – Вандерер породило название компании – «JAWA». Автор этой идеи остается неизвестным до сегодня. Торговая марка была зарегистрирована 17 августа 1929 года, в 10.30 утра патентным бюро. Слово звучало легко, но буква «w» не употребляется в чешском языке, поэтому, будучи написанным, слово сначала резало глаз. Первый мотоцикл должен был быть представлен на Пражском автосалоне 1929 года, и логотип был зарегистрирован незадолго до этого события. Произошло это во всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве, 9 октября 1929 года. Торговый знак «JAWA», заключенный в овал и известный нам сегодня появился только через три года на модели серии «OHV JAWA». Буквы «FJ» на логотипе, конечно же, являются инициалами владельца завода.
Мировую славу компании принесло производство мотоциклов с двухтактными моторами. Их прямые потомки выпускаются до сегодня. Технические характеристики мотоциклов «J JAWA» не уступают европейским и американским аналогам, но значительно доступнее по цене.
В середине 50-х годов прошлого века Советский Союз стал крупнейшим импортером мотоцикла «Jawa», обеспечив полную занятость и объемы производства на целых сорок лет. Молодое поколение Страны Советов получило сказочные подарки: совершенную мототехнику, которая развила новый вид спорта – мотогонки, гонки по льду и развлечение — путешествие на мотоциклах по родным просторам. Страна вышла на международную арену: с «JAWA» советские мотоциклисты двадцать раз становились чемпионами мира.
Кризис 1991 года прекратил импорт мотоциклов «Jawa» на территорию бывшего СССР, а с потерей этого заказа завод сократил производство. Качество этих железных коней доказано временем: мотоциклы «Jawa», завезенные в прошлом веке, служат своим хозяевам в России до сегодня.
За семьдесят пять лет существования заводом было изготовлено почти 3,5 миллиона мотоциклов.
В 1997 году была создана компания «JAWA Moto spol. s r.o.», правонаследник торговой марки «JAWA». Основным направлением деятельности компании является исследование, разработка и производство мотоциклов, запчастей к ним. Мировой кризис приостановил производство нового завода, но в течение 2011 года планируется выпуск нового мотоцикла «JAWA 650».
TATRA компания – производитель транспортных средств
Один из самых известных и старейших автомобильных производителей в мире, история которого началась в 1850 году с того, что Игнац Шустала с помощью двух подмастерий открыл мастерскую по ремонту бричек в доме сельского правления города Копрживнице. В 1853 году производится первый фабричный корпус, а в 1858 рождается компания «Sustala &Co.». Строительство железной дороги провоцирует начало производства корпусов железнодорожных вагонов.
Барон Теодор фон Либинг, страстный поклонник автомобилей, смог убедить Игнаца начать производство безлошадного экипажа. Именно он организовывает покупку двухцилиндрового двигателя у Карла Бенца, и Шустала делает на его основе первый легковой автомобиль – «Presedent». Несмотря на возрастающую популярность легковых автомобилей, на рубеже веков основным заработком «Sustala & Co.» остаются вагоны, которые уже экспортируются во многие страны мира.
В 1898 году Шустала делает своей первый грузовой автомобиль, используя двигатель Бенца. Его силовые агрегаты были расположены под грузовой платформой. Сегодня такое инженерное решение считается авангардным. Возрастающий спрос на легковые и грузовые автомобили увеличивает объемы производства. В 1919 году, во время полевых испытаний в одноименных горах, рождается название «TATRA», которое становится товарным знаком в 1923 году.
Революционные изменения в производство внес гениальный инженер Ганс Ледвинка. В 1923 году он сконструировал двигатель, по схеме которого строятся все автомобили «TATRA» вот уже более восьмидесяти лет.
В 1989 году производство легковых автомобилей было приостановлено. В настоящее время концерн «TATRA» производит разнообразные транспортные средства. Заводы компании по производству трамваев, троллейбусов и поездов расположены в Смихове (район Праги). Грузовики сходят с конвейера в Моравице и Братиславе. 80% продукции компании экспортируется, в головном предприятии трудится полторы тысячи человек и около трех тысяч по всему миру.
Новым владельцем акций концерна «TATRA» в 2006 году стала американская компания «Blue River». Оборот компании в 2010 году составил 92 209 465 евро.
Bat’a производитель обуви и одежды
Немного в бывшей социалистической Европе найдется обувных компаний, которым удалось завоевать мировую популярность. Компания «Bat’a» была основана в 1894 году и начиналась с семейного бизнеса. Название компании одноименно с фамилией её основателя – Томаса Бати. Сегодня в компании, 50 заводов которой расположено в 68 странах мира, работает 50 000 человек. В Чехии во всех крупных городах компания имеет современные фирменные магазины, и они расположены в лучших торговых центрах. Без употребления методов широкого маркетинга доходность компании довольно высока – в 2008 году её оборот составил 3,1 миллиона долларов.
Успех этой компании обеспечил вовремя внедренное ноу-хау, которое, впоследствии, чешский народ называл «батёвкой». Новая пара обуви была изготовлена частично из кожи, а частично из полотна. Случилось это революционное событие в 1897 году, а до этого фабрика находилась на грани краха. Впервые в истории купить себе новую обувь становится дешевле, чем отремонтировать старую. В 1900 году завод уже наращивает мощности.
Ряд нововведений был внедрен после поездки Томаша Бати в США. Среди них двухсменный режим работы, формирование отдела продаж в 1910 году и отдела маркетинга в 1920 году. Начинают выпускаются фирменные каталоги, печатается газета, создается современный логотип компании. Вводятся цены, которые заканчиваются «девяткой» — чехи их называют «батевскими». Позже начинают практиковать сезонные распродажи, скидки (20%-50%), появляется слоган компании «Наш клиент – наш господин».
Инновацией мирового значения стали введенные Томашем Батей понятия номера партии и номера рабочего-изготовителя. Уникальными в те времена были условия труда на фабриках «Bat’a»: рабочие получали социальные бонусы, имели компенсации и обеспечивались жильем.
Сегодня «Bat’a» является владельцем более чем двадцати торговых марок обуви и одежды, среди которых «Маrie Clair», «Eco Fit» и «Weinbrenner». Сегодня фирменные магазины фабрики обслуживают один миллион покупателей ежедневно.
Pilsner Urquell пивоваренный завод
Йозеф Гролль представил первое прозрачное пиво в мире 5 октября 1842 года на рынке Святого Мартина города Пльзень. Так родился сорт пива «пилзнер». Слава пльзенского пива росла, как на дрожжах, и вскоре оно стало известным далеко за пределами Чехии. В 1859 году был зарегистрирован товарный знак «Pilsner Urquell». Гролль создал идеальное пиво, которое можно было производить в промышленных масштабах. Немецкая технология низового брожения, наложенная на чешские ингредиенты создала неповторимый вкус и позволила долго сохранять новый сорт пива.
Сегодня производство более чем двух третей изготовленного во всем мире пива вдохновляет пльзенский оригинал. Поэтому введено специальное обозначение для пива этого типа: pils, pilsner. pilsener. Для продвижения продукта в начале двадцатого века чехи использовали немного циничный маркетинговый ход: пиво Праздрой стали предлагать больным и туристам в бальнеологических чешских курортах, к примеру, в Карловых Варах.
На бульваре Монпарнас, в столице Франции, есть бар, в котором наливают 140 сортов пива. И только напротив «Pilsner Urquell» написано: «Лучшее пиво в мире».
Сегодня знаменитый миру бренд «Pilsner Urquell» принадлежит третьему по величине пивному магнату «SABMiller» Оборот этой компании в 2010 году составил 28,311 миллиардов долларов
KOH-I-NOOR производитель канцелярских товаров
Компания основана в 1790 году, в Вене, Йозефом Хардмутом и названа в честь мировой знаменитости -алмаза «Кохинор. В 1802 году компания запатентовала первый карандаш с графитовым стержнем. В 1848 году производство переехало в город Будейовице в Чехии. История компании неотрывно связана с историей развития промышленного карандаша. На сегодняшний день «KOH-I-NOOR» выпускает карандаши, грифели которых имеют двадцать степеней твердости. На данный момент в ассортименте компании 4500 наименований канцелярской продукции.
Торговый знак «KOH-I-NOOR» является одним из первых в Чехии и был зарегистрирован 12 ноября 1894 года. 30 сентября 1935 года создается графический фирменный знак — «лента», который становится дополнением к начертанному названию компании.
Продукция трех заводов «KOH-I-NOOR» экспортируется в 70 стран мира. В 2009 году оборот компании составил 24 миллиона евро.
PETROF производитель музыкальных инструментов
Это одна из старейших известных фортепианных фирм Европы. Благодаря традициям и географическому расположению производства
компания отмечена товарным знаком «EUROPEAN EXCELLENCE».
Основатель компании, Антонин Петроф, обучался в Вене фортепианному мастерству. Он создал свой первый концертный рояль в 1864 году в городе Градец Кралове. Производство фортепиано было открыто в мастерской отца Антонина Петрофа. Уже в 1890 году начались поставки инструментов в другие страны Европы. Важнейшим событием в жизни компании стало открытие лондонского салона музыкальных инструментов совместно с компанией «Steinway & Sons».
Музыкальные инструменты Петроф находятся в Ватикане и во Дворце ЮНЕСКО в Париже. На них играют в театре Ла Скала в Милане, Сиднейской Опере, отелях Хилтон, резиденции президента Чехии в Праге. На роялях Петроф создают музыку Пол Маккартни и Эннио Морриконе.
Becherovka завод – производитель алкогольных напитков
Уже более двухсот лет исполнились знаменитой настойке, рожденной в Карловых Варах и завоевавшей популярность во всем мире. Началась эта история с того, что английский доктор мистер Frobrig, поехал со своим пациентом графом Plettenberg-Mietingen на лечебные воды в Карловы Вары. Остановились они в доме местного аптекаря, Йозефа Витуса Бехера. Беседы долгими вечерами сдружили аптекаря и доктора. Коллеги совместными знаниями и опытом создали рецепт нового лекарства, это были капли от сердца. В 1807 году Йозеф Бехер начал производство новой настойки, в состав которой входит более двадцати видов трав и корений.
В 1997 г. Компания «Pernod Ricard» приобретает контрольный пакет акций завода Яна Бехера и начинает дистрибьютировать «Becherovka» во всем мире. В 2010 году обороты компании по этому бренду выросли на 4,6% по сравнению с таким же периодом минувшего года, и составил объем продаж в 10700000 литров спирта, которые обеспечили чистую прибыль в размере 24 миллионов евро.
Большое спасибо за помощь в составлении статьи Сергею Ерушину