Автор статьи: Журнал Direct Marketing
>
Мы очень хотели выяснить, как обстоят дела с футбольным маркетингом в России. Написать об этом, но, по независящим от нас причинам, все не удается. Поэтому предлагаем, уважаемый читатель, вашему вниманию <голую> информацию, которая все-таки лучше, чем ничего.
Можно сказать, что на сегодня в России нет рентабельных футбольных клубов. Выручают спонсоры, меценаты, а главное — бюджетное финансирование. Какая тут всенародная любовь к своему клубу, если во многих регионах содержание областью (или городом) команд мастеров связывают с задержками зарплат, пенсий и пособий!
СПАРТАК (Москва). Годовой бюджет — около млн. Основные источники финансирования — спонсорские взносы и доходы клуба от выступления в Лиге Чемпионов, доходы от продажи и аренды игроков и — редкий в нашем футболе случай — от продажи прав на телетрансляции своих игр не самому <охватному> каналу РЕН-ТВ! (Эта продажа далеко не бесспорна по отношению к своим болельщикам.) Финансовый минус — отсутствие своего стадиона.
Сувенирная продукция в основном изготавливается в Турции, откуда и попадает на рынки. Спартаковские болельщики, занятые изготовлением <сувенирки>, взаимопонимания с руководством клуба не нашли. Есть немногочисленный клуб болельщиков при дирекции <Спартака>.
Два года назад обсуждалась возможность создания каталога, как совместной программы с директ маркетологами. идея не была реализована, несмотря на горячую поддержку президента клуба О.И.Романцева и директора Ю.В.Заварзина. На взгляд маркетологов, коммерческой службе <Спартака> просто не хватило профессионализма. А ведь в стране около 40 млн. болельщиков <Спартака> (данные Ю.В.Заварзина) — сравните с числом болельщиков <Боруссии>!
ЛОКОМОТИВ (Москва). Годовой бюджет — более млн. Считается, что этот клуб наиболее благополучный в финансовом отношении. Число болельщиков невелико — <проходные> матчи в Москве иногда собирают всего 1-2 тысячи человек. Доходы: финансирование МПС, спонсорство, продажа и аренда игроков.
Болельщики без поддержки клубного руководства, изготавливают <сувенирку>, видеокассеты, CD с записями игр любимого клуба.
В клубе уверены, что потенциально их болель-щик — это каждый железнодорожник, надо только достучаться до него. О каких-либо попытках, или хотя бы планах <достучаться> редакции ничего не известно.
ТОРПЕДО (Москва). Бюджет — около млн. Те же составляющие бюджета, что и у <Локомотива>, только вместо МПС выступает АО <Лужники>. Болельщиков последнее десятилетие было немного, а теперь еще и команд с названием <Торпедо> в Москве стало две.
<Торпедо> — это единственный клуб в чемпионате, который и раньше шел на прямые контакты с болельщиками. <Торпедовские> эмиссары объезжали московские ПТУ, ярко агитируя за <Торпедо> и раздавая билеты на матчи ценой один рубль. После таких акций стало собираться по 10-11 тысяч болельщиков на матч.
Потом сделали странную ставку на элитного болельщика. Такого количества дорогих иномарок, как на матчах <Торпедо>, посещаемых почетным президентом клуба П.П. Бородиным, мало где можно было увидеть. Однако <дорогого> болельщика быстро потеряли, а в суете растеряли и <пэтэушников>. Ничего внятного о каких-либо планах работы с болельщиками в клубе узнать не удалось.
ЦСКА (Москва). Бюджет более млн. Слагаемые бюджета те же, как и в <Торпедо>. По количеству поклонников в стране уступает только <Спартаку>. Одна из фанатских группировок — <Ред Блю Уорриорз> — выпускает неплохую <сувенирку> и вполне в состоянии наполнить ей скромный по объему каталог. Руководство клуба с любопытством относится к коммерческим проектам, но планов конкретной работы нет.
ЗЕНИТ (Санкт-Петербург). Единственный немосковский клуб с солидным бюджетом — около млн. Огромная армия болельщиков не только в Питере, но и по всей стране. Руководство клуба всерьез ищет контакты с болельщиками. В городе хорошо идет <самопальная> или изготовленная в той же Турции клубная атрибутика. Дирекция клуба наслышана о зарубежном опыте каталожной торговли и, возможно, именно <Зенит> на сегодня наиболее близок к повторинию пути, пройденному <Боруссией>.
Статья предоставлена журналом Direct Marketing www.dialogdm.ru