Автор статьи: Журнал Direct Marketing
Странное, уважаемый читатель, ощущение овладело нами при чтении ><Проекта федерального закона об информации персонального характера>. Сказка <Алиса в Зазеркалье> вспомнилась… Одно пока успокаивает, что этот думский документ называется Проект, а не Закон. Текст его сейчас находится в Государственной Думе, и есть еще время ознакомиться с ним, и даже попробовать изменить что-то.
Собственно, Проект этот подготовлен еще предыдущим составом Думы. Вот только руки до его принятия пока у депутатов не дошли. Добавим — к счастью. Ибо в случае принятия закона в таком <подготовленном> виде, он бы чрезвычайно осложнил бизнес. именно бизнес вообще, а не только директ маркетинг, который, скорее, является <философским камнем> бизнеса, или попроще — его инструментом. (интересно, знают ли наши законотворцы, что годовой оборот от ДМ-бизнеса в США равен 6,5 млрд., что побольше нашего национального бюджета будет.) Но это инструмент чрезвычайно сложный, потому и сложилась в мире практика его государственного регулирования. Слава Богу, и у нашей Думы нашлось время для подготовки документов, регламентирующих работу с ним.
Правда, читая Проект, начинаешь понимать, что славить Господа несколько рано. И понимание это только усиливается по мере вникания в смысл. А прочитав, трудно избавиться от навязчивой мысли: <Так что же все-таки думают авторы Проекта о директ маркетинге как бизнесе?>. И вообще, может быть, хорошо было, что нас столько времени не регулировали законодательно…
Полагать, что законодатели о нуждах бизнеса совсем не знали, нет основания, так как по всему тексту Проекта густо рассыпаны всякие туманные намеки. Такой например, что на собственных адресных базах данных зарабатывать, конечно, можно, и это, само по себе, не является чем-то плохим или противозаконным, но… Но в целом Проект составлен так, что эти возможные заработки следует жесточайше пресекать.
Ларчик откроется просто, если предположить, что данный Проект имеет <антикагэбэшную> направленность и призван защитить граждан от вмешательства власть имущих в их частную жизнь. Что ж, тогда следует признать — с этой важнейшей и, бесспорно, благородной задачей авторы Проекта справились блестяще, последовательно и очень даже логично. Но тогда получается, что нам нужен еще и другой Закон, отстаивающий интересы российских граждан как сообщества потребителей и продавцов.
А теперь на минуту представим, что произойдет, если этот Проект обретет силу Закона. Возможно, первое, что нас ожидает — волна судебных исков за пересылку писем. Ибо Закон недвусмысленно трактует любое <не спровоцированное> получателем обращение к нему, как вторжение в частную жизнь. Другими словами, предприимчивый человек сможет сделать бизнес на банальном сутяжничестве. Вспомните хотя бы, сколько писем ложится на ваш рабочий стол ежедневно? А Вы разве запрашивали всю эту информацию? Тут, если подойти творчески, о-го-го что может получиться!
В некоторых странах (их еще называют цивилизованные) похожие уложения тоже действуют, но там еще дозволяется обратиться к человеку (предприятию) с вопросом: <интересует ли его информация, которой располагает будущий отправитель, или нет?>. наш же Проект это исключает, как и запрещает сбор баз данных, в которых информация о людях была бы объединена, исходя из политических симпатий (ау, любители политического ДМ!), за исключением членских партийных списков.
спрашивается, а как обойтись в серьезном маркетинге без баз данных, например, пользователей компьютеров? А что ждет рекрутинговые агентства, которые не упомянуты вовсе, но отныне фактически не смогут заниматься бизнесом, потому что к персональным данным, расшифрованным в Проекте, как <биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном положении, социальном положении, образовании, навыках, профессии, служебном положении, финансовом положении>, им будет не подступиться?
И все же наличие в Проекте неуклюжих реверансов в сторону бизнеса, как всегда, дает возможность предприимчивым людям выкрутиться. Правда, неясно — зачем нам всю жизнь так выкручиваться, когда можно (и должно!) просто работать, не тратя впустую время и силы на уверения в своей законопослушности.
Что же до пока микроскопического, но, по мнению редакции, весьма перспективного для России бизнеса, именуемого во всем мире <листброкинг> (подбор и продажа адресных списков), то он просто уничтожается этим Проектом на корню. И вот почему: отныне, продав кому-то адресную информацию, Вы будете обязаны уведомить об этом всех фигурантов вашего списка. Иными словами, передав в агентство <Х> список в 500 тыс. адресов, Вам придется отправить еще полмиллиона писем, извещающих каждого адресата о том, что теперь его адрес есть и у <Х> тоже. Самое малое, что может произойти в этом случае — это беспрецедентный по мировым масштабам рост цен на базы данных.
Отметим, что Проект признает юридически корректн