Согласитесь, иногда от рекламы хочется спрятаться куда угодно, хоть под землю. Но ни в коем случае не обольщайтесь, что она не настигнет Вас и там. В Московском метрополитене она с распростёртыми объятиями встретит Вас повсюду, от вестибюлей и панелей над эскалаторами до коридоров станций и даже самих вагонов. Что там, даже над газетными автоматами Вы встретите небольшие щиты с ней, родимой — рекламой. К этой картине добавляется и звуковая реклама, звучащая из громкоговорителей. Но её Вы услышите только на эскалаторе, но не в самих вагонах — звуковая реклама с использованием транспортных средств Законом о рекламе запрещена.
Думаю, каждому будет небезынтересно заглянуть за кулисы всей этой огромной, слаженно действующей машины под названием «реклама в метро». Обращали ли Вы внимание на то, что на тех щитах над эскалаторами Московского метрополитена, которые в данный момент рекламой клиентов не заняты, рекламируется, собственно, сама реклама в метро? Кто же ей занимается?
Почти полную монополию на рекламу в метро держит рекламное агентство под названием «Олимп«. Вы наверняка видели на рекламоносителях его характерный логотип. Принадлежит оно АФК «Система», тому самому, во владении которого находятся «Ситроникс» (кстати, именно он выпускает электронные билеты, знакомые каждому пассажиру столичной подземки), Детский Мир и МТС. Но заказать рекламу непосредственно у «Олимпа» невозможно. Для этого рекламодатели должны обратиться в одно из четырёх уполномоченных агентств: ООО «Авангард Дизайн Медиа», ООО «Альмакор Медиа Байинг», ООО «Атланта М» или ЗАО «Медиа Мастер». По качеству работы я поставлю на 1 место Альмакор, а на второе МедиаМастер. Кстати, если ввести в яндексе «реклама в метрополитене», то первым объявлением выпадет реклама AFD Media, которые указывают, что размещают рекламу в метро без посредников, хотя сами являются посредниками. Отличное начала для знакомства с клиентами — начинаем сразу со лжи.
Всё многообразие видов рекламы в метро можно поделить на две обширные категории: реклама на станциях и реклама в вагонах. Реклама на станциях размещается на эскалаторных спусках и в переходах, на платформах станций, в вестибюлях. Некоторые станции снабжены и видеопанелями, расположенными в основном также на платформах, и на которых также возможно разместить рекламу. Реклама в вагонах выглядит поскромнее. Размещается она на красочных наклейках — стикерах, которые могут располагаться в простенке и торцах вагонов, на скосе и дверях. На схемах линий Системы скоростного транспорта города Москвы, которые имеются в каждом вагоне, значительная часть площади также занята рекламой. Один из наиболее эффективных видов рекламы — стикеры 48×12 см на панели внутри вагона кольцевой ветки метро. Пакет 105 представляет из себя размещение через 1 вагон. В каждом вагоне будет размещен 1 стикер. Но следует учесть, что размещение его будет свободное. Если хотите фиксированное место размещения, например напротив выхода — доплата + 15%. Кампания обойдется примерно в 150.000 рублей. Для сравнения пакет размещение рекламы на верхнем стикере рядом со схемой проезда в 4-ом квартале стоит более 13.000.000 руб. При этом случает учесть, что кольцевая ветка метро зачастую используется как станции для пересадок. Размещайте на ней рекламу для получения охвата, а на радиальных ветках — навигационную, указывая конкретные адреса магазинов на этой ветке/станции. Кстати, размещение на стикерах внутри вагонов может быть проведено не только на срок кратный месяц, но и 15 дням — это удобно во многих случаях.
Реклама на эскалаторных спусках и в переходах размещается на неподсвеченных эскалаторных щитах, на подсвеченных роллерных щитах вертикальной компоновки, где несколько плакатов перематываются специальным механизмом и показываются по очереди; после спуска на эскалаторе в коридор станции нас встречают яркие и крупные горизонтальные щиты, которые также оборудованы иллюминацией, а в переходах между станциями мы неизбежно проходим мимо небольших несветовых щитов, а иногда и мимо свисающих с потолка флагов, на которые, несмотря на их скромный размер, трудно не обратить внимание. Для понимания цены — эксколаторный щит будет стоит около 15000 (в зависимости от сортности станции), путевой щит — 40-52.000 рублей. Я предпочитаю эскалаторные щиты, работающие на выход. Причины на это 2 — их можно выбрать ближе к нужному выходу и они дешевле. При массовой рекламной кампании это важно. Есть еще одни момент. Если Вы скажете агентству, что Вам нужен «щит, работающий на выход», то Вам продадут щит со стороны, где экскалатор работает на спуск. Все из-за того, что обзор лучше именно на противоположную сторону.
Мы спустились на платформу. Рекламные носители имеются и там. Они расположены на путевых стенах, мимо которых проносятся поезда. Эти щиты не подсвечены, но зато габариты их внушительны — 4 х 2 метра. А посередине, на самой платформе, над голосовыми информационными стойками и над входами на эскалатор расположены носители поменьше — плазменные и ЖК-мониторы, где реклама может быть и динамической, и статической, в зависимости от желания и возможностей заказчика.
Наверху, в вестибюлях, также нашлось место рекламоносителям. Они встречают пассажиров буквально до входа на станцию — в подземных переходах рядом с информационными указателями. А пассажиры, не обратившие на них внимание, непременно обратят взгляд на рекламу прямо на дверях. Перед выходом со станции пассажир видит аналогичный рекламоноситель и на выходной двери. Иногда они расположены не на самих дверях, а на витражах над ними. Совсем небольшие стикеры находятся на турникетах. Также в вестибюлях имеются и уже знакомые нам световые щиты — роллерные и обычные, которые, аналогично роллерным, имеют вертикальную компоновку, а иногда и свисающие с потолка флаги, аналогичные тем, что встречаются в переходах между станциями.
Разумеется, рекламодатель должен представить свою рекламную продукцию в виде, отвечающем определённым требованиям. На сайте «Олимпа» подробно описано, из каких материалов она должна быть изготовлена, и каких она должна быть габаритов, в зависимости от того, на каком носителе её планируется размещать. А если речь идёт о рекламе на видеопанелях, то к форматам изображений и видеороликов также предъявляются определённые требования.
Приведём, к примеру, требования к постерам, размещаемым на роллерных световых щитах. О них сообщается, что они должны быть обязательно выполнены на бумаге для скроллеров «Полиман» фирмы «Паблиман» и в обязательном порядке оборудованы замками «Зип-Лок» фирмы «Multifoil». Размер самих листов должен составлять 1,2×1,82 метра, а изображения на них — 1,159×1,788 метра.
Стоимость размещения рекламы в метро зависит не только от выбранного носителя, но и от того, на станциях какой линии она размещается. Понятно, что самая дорогая для рекламодателя линия — Кольцевая, со стоимостью одного рекламного места от 1000 до 7500 рублей. А самые дешёвые — Калининская и Люблинская, здесь одно рекламное место обойдётся, в зависимости от расположения, в 350 — 2700 рублей. А на рекламу культурно-массовых мероприятий действуют отдельные тарифы.
Владельцы наружных рекламных конструкций, расположенных рядом со станциями метро, к «Олимпу» как правило, никакого отношения не имеют. Они принадлежат тем же компаниям, что размещают рекламу и вдали от станций, например, «Магистраль» или DEFI. Звуковой рекламой в метрополитене, а также рекламой на билетах, занимается также не «Олимп». Например билеты — это к gatemedia. Но если Вы обратитесь в любое из Выше указанные агентства, то Вам в рамках общего контракт все равно смогут продать. Я люблю ситиформат НСРУ (наружная световая рекламная установка). Работает отлично, стоит недорого.
А в заключение — несколько юридических аспектов. Как и при рекламе в любом другом месте, рекламодатель обязан строго следовать положениям Федерального закона «О рекламе», Запрещена, в частности, недобросовестная реклама, агрессивная реклама, реклама, схожая по начертанию с дорожными знаками, реклама, изображающая процессы курения и употребления спиртных напитков, неэтичная реклама, и др. Также рекламодателю нельзя нарушать положения 4 части ГК РФ, касающихся авторских и смежных прав, средств индивидуализации товаров и услуг, иными словами, товарных знаков и обозначения места происхождения товара. В целом правила нужны для того, что защитить метрополитен и Вас от лишних штрафов и судебных исков. Потому Олимп иногда может перестраховаться. Например, если Вы рекламируете интернет-магазин, то от Вас потребуют на макете указать еще и регистрационные данные Вашего юр.лица. Кстати, метрополитен — особо охраняемая территория. Поэтому фотографировать в нем нельзя. Поэтому обязательства о фотоотчете не будет включен в договор (что может быть вызвать у Вас проблемы потенциально с налоговой, потому затраты по хозяйственным операциях должны быть подтверждены, если Вы не хотите заплатить на потраченную сумму налог на прибыль). Но по практике, фотоотчет о размещенной рекламе на станциях Вам предоставить. Внутри вагонов — нет. Но если Вы хотите, то можете оформить пропуска в депо (не более 2-х представителей заказчика) и идти в депо фотографировать. Правда следует учесть, что одновременно в депо все вагоны не находятся, поэтому придется делать несколько ходок. А для облегчения работы Вам сообщать номера вагонов, где размещена рекламы и схему размещения рекламы внутри вагона.
Не везде распространяется могущество Олимп. На станциях и их частях, признанных историческими памятниками, размещение путевых щитов, эскалаторных щитов и вовсе находится под запретом. Также размещение такое размещение рекламы невозможно на ряде новых станций — Митино, Строгино, Парк Победы. На помощь приходит компания Vmedia — они продают рекламу на роллерных конструкциях, установленных над автоматами по продаже прессы. Размещение такой рекламы возможно и в Строгино, и на Парке победы и на ряде других. Всего 400 конструкций на 68 станций. Аренда роллерного дисплея — от 3500 до 4700 в месяц, брендирование автомата — от 4720 до 6000 рублей без производства пленок и монтажа.
2 комментария
Добрый день!
В статье фактическая ошибка — «Олимп» в метрополитене не монополист. Кроме него есть ещё один собственник рекламоносителей — ООО «Газетные автоматы» (роллерные дисплеи над автоматами).
Более того, реклама в Строгино и на Парке Победы возможна! Просьба связаться со мной либо по адресу, указанному выше, либо по телефону: 8-905-544-47-24. Готова проконсультировать Вас по тем неточностям, которые есть в статье «Реклама в Московском метрополитене». Кроме того, я смогу даже составить и предоставить для Вас готовый текст с информацией, которой нехватает.
Спасибо за внимание! Буду ждать Вашего отклика.
С ув., Екатерина.