Автор статьи: Павлова Ольга
Я очень люблю рекламу. Люблю смотреть рекламные паузы по телевизору, обожаю читать рекламные плакаты в метро и на улицах, внимательно изучаю рекламные страницы журналов… Вам непонятно, как можно с удовольствием воспринимать этот поток глупости и пошлости? О, секрет очень прост.
Дело в том, что в рекламные объявления можно играть! Составлять осмысленные смешные фразы из попавшихся на глаза слов разных объявлений, пытаться угадать точный адрес фирмы по первым трем цифрам телефона, изобретать по объявлению комикс, рифмовать название фирмы, при наличии слуха пытаться положить объявление на музыку (впрочем, дальше рэпа обычно дело не идет) и т.д.
Трактат «поиграем с рекламой» мог бы занять вдумчивого читателя на пару вечеров — но я не буду вас мучить полным изложением всех приемов и приемчиков, а сосредоточусь на тех играх и развлечениях, которые связывают рекламу и интернет. Связывают иногда самым неожиданным образом.
игра первая: «придумай домен»
Наверняка у фирм Reebok и Nike в свое время не было вопроса «какой домен регистрировать». Разумеется, сначала www.reebok.com и www.nike.com, а позже — www.reebok.ru и www.nike.ru. Но что делать какой-нибудь «Травушке-Муравушке-Журавушке»? Как придумать легкий для запоминания и самоочевидный домен, который бы намертво ассоциировался бы именно с вышеупомянутой «Травушкой»? www.travushka.ru? www.murava.ru? www.zhura.ru? Вопрос не прост — иногда полдня голову ломаешь, да так ничего и не придумаешь в результате.
Особенно туго приходится фирмам, в названии которых присутствуют типично русские буквы, неоднозначно передаваемые латиницей: мягкий и твердый знаки, «Ы», «Ю», «Ж» и прочие «Щ».
А ведь задача часто осложняется тем, что идеально подходящий фирме домен уже занят. Например, все двухбуквенные и большая часть трехбуквенных доменов в зоне *.ru уже обрели своих хозяев, и в этой области фантазировать бессмысленно.
С фирмами, название которых состоит из двух и более слов, тоже приходится повозиться — все-таки знак дефиса не очень приветствуется в интернет-адресах. Чаще всего с ними «приходится разбираться» просто, выдумывая домен по основному роду деятельности. Продают линолеум — значит, www.linoleum.ru или www.bestlinoleum.ru. Продают чай — www.cooltea.ru или www.mytea.ru.
игра заканчивается, когда надоедает или когда обнаруживается, что у фирмы уже есть очень хороший (короткий, запоминающийся, не противный на слух) домен.
игра вторая: «запомни и найди»
Редко, но все же встречаются нужные и полезные рекламные объявления. Иногда случайный плакатик до такой степени «бьет в яблочко», что на стенку лезть хочется от отсутствия под рукой ручки/бумажки для записи хотя бы названия конторы и телефона. Запоминать бесполезно — семь цифр телефона все равно перепутаются в голове, да и название фирмы переврать ничего не стоит. Что же делать?
Остается одно — запомнить «ключевые слова», т.е. такие слова, которые более-менее однозначно характеризуют фирму. Можно не обращать внимание на название и телефон, но, выделив и запомнив «ключевые слова», вы получите большой шанс отыскать нужное заведение… все через тот же интернет. Поисковые серверы не вчера придумали, «желтые страницы» многих городов тоже имеют сетевую версию, так что шансы достаточно велики, если фирма позаботилась о своем сайте или хотя бы о присутствии в «желтых страницах». Ну а если нет — так, может быть, с ней и связываться не стоит, с такой отсталой?..
Эта игра относится скорее к деловым, чем к развлекательным — но при этом остается игрой, в которой присутствует даже некоторый азарт («найду-не найду, угадаю-не угадаю»).
игра третья: «все подряд»
интернет-адрес на визитках и на рекламной продукции уже давно стал естественной частью имиджа серьезных фирм и элементом бессмысленного следования моде для фирм, мягко говоря, не очень серьезных. Я даже рискну утверждать, что качество интернет-сайта — абсолютный показатель отношения к клиенту.
Между тем по рекламным объявлениям в журналах, обычно изготавливаемым посторонними для фирмы специалистами, невозможно отличить фирму надежную от фирмы-однодневки. Да что там журналы, все помнят про «куплю жене сапоги» и «отличную компанию… от других».
Вот и хорошо, обманывайте нас супердорогими рекламами. Мы не купимся на провокацию и пойдем по мелко набранному в углу интернет-адресу. Так, адрес за адресом, весь журнальчик и пролистаем. Тут и выяснится, кто есть who.
Забавно, очень забавно сравнивать журнальную полосу и интернет-сайт. Иногда из толстенного и очень дорогого журнала наберется пяток более-менее пристойных сайтов, на которые хотя бы взглянуть не противно. А если на этих пяти сайтах еще и информации выше крыши, то счастью моему обычно нет предела — пошел интернет в массы, пошел, родимый!
игра четвертая: «лучшая в мире колбаса»
больше всего раздражает безаппеляционная реклама: «у нас вы купите самое лучшее!», «этот товар — самый товаристый товар в мире/европе/америке!», «у нас дешевле всех!» и т.п. Как проверить эти утверждения? Конечно, при помощи Сети — на то она и Всемирная паутина.
итак, берем лучший в мире электровеник фирмы «Пыльдолой». Конечно, не сам веник берем — зачем он нам, — а только его название. И рассуждаем так: если он действительно самый лучший, то забитый всяким хламом интернет должен содержать просто всю информацию об этом венике, а заодно и массу страничек поклонников веника, где они в восторженных выражениях рассказывают о том, какое это счастье — пользоваться именно электровеником фирмы «Пыльдолой».
Как, вы облазили весь интернет и не нашли ничего про этот веник? Поисковыми системами пользовались? На форумах спрашивали? Сайт производителя облазили? Хм, странно… Похоже, продавцы самого лучшего в мире электровеника хотели протестировать на вас свою новую лапшенаушивешалку. Не получилось, слава интернету!
интернет-специалисты легко могли бы расширить этот минимальный набор рекламных забав, ну а я, пожалуй, остановлюсь. Попробуйте поразвлечься хотя бы на основе четырех вышеперечисленных игр. И если получится — поздравляю, вам теперь не страшны никакие рекламные паузы: ведь вы легко их обратите себе на пользу. При помощи интернета