Автор статьи: Илья Бобяков
Словарь компьютерной терминологии определяет баннер как рекламный рисунок. На самом деле, это определение морально устарело лет 7 назад.
Рассмотрим виды баннеров, их недостатки, преимущества и цели, а также попытаемся пронаблюдать общие тенденции в баннероупотребительском деле. Вопросы, касающиеся работы баннерных сетей, участия в различных партнерских программах, накручивания баннерных показов мы обойдем стороной.
Сегодня на баннерах построена целая индустрия: одни создают и закрывают баннерные сети, спекулируют как могут на покупке/продаже баннерных показов, другие — баннеры делают.
Появлением баннеров мы должны быть благодарны американской телефонной компании AT&T, которая в далеком 1994 году разместила свой рекламный блок размером 468?60 пикселей на сайте hotwired.wired.com. Новая эпоха в интернете началась с этой картинки:
http://www.att.com
AT&T: The World’s Networking Company
>
Начнем с простого и наиболее явного: баннеры бывают разных размеров. Так как баннеры пришли к нам из США, отдадим дань уважения и перечислим некоторые американские форматы (полужирным выделены виды, получившие широкое распространение в России).
Размер | Название |
Положение баннера
(Г — горизонтальное, В — вертикальное) |
Область применения |
88×31 | Кнопочка | Г | Применяется для повышения индекса цитирования сайта и привлечения новых посетителей. Действует по принципу: <Мы размещаем вашу кнопочку, вы размещаете - нашу>. Существует также как оптимальный формат счетчика статистики |
75×75 | Кластер (кусочек, частица) | — | В России не применяется, в США тоже редкость. Очень удобен для кластерной графической подачи информации |
100×100 | Баннер-квадрат (от англ. square banner) | — | Получил широкое распространение во второй половине 1999 года, не без участия RB2 Network. В отличие от кнопочки для повышения индекса цитирования не применяется. Рекламный баннер |
120×240 | — | В | Оптимальный вариант для рекламы товаров, работ, услуг. |
120×600 | Небоскреб (от англ. skyscraper) | В | В силу своей формы используется на сайтах с <тянущимся> дизайном. В основном, в новостных лентах. Удобно подходит для рекламы товаров, работ, услуг |
150×80 | ушко | Г | Как правило, этот вид баннера применяется на сайтах околокомпьютерной тематики для анонсирования новостей |
160×600 | Обширный небоскреб (от англ. wide skyscraper) | В | В России на использование этого формата еще никто не решился. Если повесить такой баннер на свой сайт, можно быть уверенным, что ты — первый. Естественно, рекламу на таком баннере не заметить нельзя (если дождаться загрузки) |
180×150 | Прямоугольник (от англ. rectangle) | Г | Очень редкий баннерный формат, практически не применяется. Не дорос до 200х300 |
200×300 | — | В | См. 200х350 |
200×350 | — | В | Благодаря большому размеру и весу не оставляет другой возможности, как использовать себя только на крупных информационных сайтах. Отлично подходит для рекламы. используется также на сайтах хостинговых компаний для анонсирования тарифных планов |
234×60 | Полубаннер (от англ. half banner) | Г | С 2001 года отменен баннерной стандартизацией |
240×400 | Вертикальный прямоугольник (от англ. vertical rectangle) | В | — |
300×250 | — | Г | — |
336×280 | большой прямоугольник (от англ. large rectangle) | Г | — |
468×60 | По-английски — full banner, в русском языке названия не имеет | Г | <Любимый> формат баннерных сетей. Подходит для рекламы чего-либо или для информирования кого-либо. Оптимальный, по мнению автора, вариант |
600×90 | Небоскреб (от англ. skyscraper) | Г | Применяется в каталогах, поисковых системах, которые стремятся удерживать сайт в <одном экране>. Рекламный баннер. Примером использования формата может послужить Яндекс. |
— | Rich Media | — | То, что сегодня многие баннером назвать не решаются, но это баннер. Всплывающие поверх страницы буйство красок и куча эмоций. С одной стороны, наиболее эффективный вид баннерной рекламы и выстрел из пушки по престижу сайта — с другой. Работает на основе flash-java-HTML-технологий. Для Rich Media отсутствуют стандарты размеров. |
*Перечень — неполный |
Размышления на тему
Необходимость сети зачать новый формат баннера обусловлена рождением новой концепции в дизайне сайтов. Например раньше, когда хорошим тоном было умещение сайта в <один экран>, использование баннера 120?600 было неприемлемым, поэтому предпочтение отдавалось баннерам 468?60. Сегодня напротив, популяризуется дизайн <тянущийся> и широкое применение получат вытянутые вертикальные баннеры.
Любознательные могут посмотреть статистику использования форматов какой-нибудь баннерной сети, затем еще раз — через 1-2 года и увидеть, как изменилась ситуация.
Когда-нибудь умрет баннерный формат 88?31. Покинет сеть по двум причинам: во-первых, веб-мастера, не стесняясь посетителей, могут позволить себе разместить от 5 до 65 баннеров на одной странице (это желание вызвано малыми габаритами и весом баннера), делая отдельно взятый баннер куском бесполезной графики. Во-вторых, этот баннерный формат сам по себе непродуктивен. Информации в нем не многим больше, чем просто в текстовой гиперссылке. Если результат один, зачем платить больше? Числа 88 и 31 будут принадлежать только счетчику статистики (это уже не баннер).
Баннеры существуют для разных целей (которые преследуют рекламодатели) и в зависимости от этого подразделяются на: целевые, информационные, внутренние, брендовые.
Целевые — нацелены на определенную аудиторию пользователей сети. идея этого типа заключается в привлечении на сайт посетителей, заинтересованных в товарах, услугах или информации рекламодателя.
информационные — информируют пользователей о товарах, услугах или грядущих событиях с тем, чтобы вызвать у них интерес узнать о перечисленном больше.
Внутренние — баннеры, ссылающиеся на страницы сайта, на котором они установлены. К примеру, баннеры на сайтах хостинговых компаний часто несут описание тарифных планов и ведут к соответствующим страницам данного сайта.
Брендовые — делают узнаваемой торговую марку рекламодателя, формируют у пользователя ассоциацию между товаром и торговой маркой.
Кроме того, информация в баннере представляется в разных форматах. Существует 4 типа: баннер, построенный на flash; баннер на основе растровой графики (GIF, GIF87a, JPG, pJPEG, PNG, JFIF); HTML-баннер; java-баннер.
Тенденции и факты
HTML-баннер на сегодняшний день распространен только в формате 468?60. С другой стороны, веб-мастера в глубине души понимают, что вместо кнопочки лучше поставить просто текстовую гиперссылку и иногда так и делают. Уменьшается в интернете присутствие баннеров растровых, приоритет отдается flash-баннерам. Это и логично, не может ведь всегда быть вчера.
Что еще нужно знать о баннеропроизводстве?
Кликабельность (CTR) — процентное соотношение показов баннера и кликов на него. Но можно быть не знакомым с термином кликабельность и делать ставку на визуальное запоминание рекламируемого. К примеру, автор никогда не кликал на баннер Яндекс-игр, но теперь уснуть не может и знает, что такое существует, это модно и находится по адресу play.yandex.ru.
Нет формул, описывающих успешность баннера. Но есть качества, обладая которыми, баннер стремится быть полезным рекламодателю:
Понятность и простота;
Ненавязчивость;
Капля глянца;
изюминка в сценарии.
Процесс создания баннера — поиск оптимальной совокупности обозначенных качеств.
Аксиома: маловероятно дойти до необходимой страницы в интернете, не скушав по пути несколько баннеров.
Первоисточник — www.designbook.tomsk.ru