Автор статьи: Алексей Молов
>
Критерии оценки дизайна
Первый критерий: проектирование и наличие плана работы.
Второй: затраченные ресурсы
Третий: достижение поставленной цели
Проектирование и наличие плана работы
Могу утверждать, что работа без проекта не будет успешной и оценивать ее бесполезно. Разве что вмешается случай. Ну а в случайности я не верю. Думаю, что даже опыт мало, чем поможет. Хотя если представить, что опыт это умение в нужный момент сосредотачивать знания и силы и распределять их эффективно — это тоже будет проектированием.
Все свои работы, которые я считаю неудачными и за которые мне становиться неловко спустя какое-то время, были сделаны без проектирования и без технического задания. Как правило, это было по двум причинам, во-первых, из-за нежелания клиентов оплачивать проектирование и из-за непонимания значимости этого этапа, а во-вторых, из-за собственной ошибки, которая была в том, что я сам не осознавал важность этого шага. Нет ничего страшного в этих работах, невозможно всегда требовать того, что не нужно клиенту из-за принципиальности, сидя голодным. Реальность иногда приводит к тому, что лишь бы поскорее сделать, продать и забыть.
У каждого, наверное, есть такие работы, но есть и такие работы которые спустя много лет являются гордостью и показывают профессионализм, даже, несмотря на то, что меняются стили, мода и инструменты работы. Над этими работами думали, в эти работы вкладывали свой ум и свои способности, обдумывая как, это будет работать. И думали не только как сделать, но и что получиться в итоге. Проектирование и отвечает на вопрос, что будет сделано и, что хотим сделать. Если проектирования нет, то нет и ответов на эти вопросы, получается всегда не то, что задумывалось, потому что ничего не задумывалось.
Великие художники тоже проектировали свои работы — они делали наброски и эскизы, обдумывали сюжет. Причем, некоторые, делали сотни таких набросков и знали в деталях, что будет на холсте. Великие композиторы знали, какую мелодию они напишут. Они ее проектировали, как минимум, продумывая ритмику. Великие писатели годами обдумывали план книги, разрабатывая характеры героев, сюжетную линию и точки зрения.
Затраченные ресурсы
Главный ресурс — это время и деньги. Наверное, стоит вспомнить об уже сложившейся цифре при оценке времени. Задумали сделать за неделю, умножаем эту неделю на три и получаем реальное время работы. Эта цифра действует почти в любом деле. Так вот если времени на работу затратили больше, чем планировали в 4 раза, то дизайн становиться украшением себя не окупающим.
Деньги — это очевидное. хороший пример многочисленные эскизы футуристических машин. Они субъективно красивы и оригинальны, но их не выпускают. Дорого. Такой дизайн объективной оценки не поддается и здравому смыслу не всегда подчиняется.
Достижение поставленной цели
Если дизайн сделан для эстетики и люди получают от него удовольствие — цель достигнута. Если дизайн сделан для работы и вещь работает, а люди получают от нее удовольствие — цель достигнута. Если дизайн сделан для себя и сам получаешь удовольствие — цель достигнута.
Первоисточник — www.lessio.ru