Автор статьи: Аверин Александр
>
Сразу скажу, что в Maya никогда не работал (а хотелось бы) и на полностью объективную оценку вряд ли способен. Но для тех, кто только собирается перейти на Maya эта статья, я думаю, будет интересна.
Что же такое Maya? Maya это программа, реализованная в недрах Alias|Wavefront которая позволяет создавать высококлассные визуальные эффекты, которые применялись в таких голливудских блокбастерах, как: Армагеддон, Жизнь жука, Контакт, Люди в черном, шоу Трумана и Титаник.
Maya содержит уникальные возможности по анимации живых существ, моделлинга, рендеринга и многих других аспектов. Maya использовалась для создания эффектов в Mighty Joe Young (Dream Quest Images), для имитации торнадо в The Avengers (Cinesite), и для создания флота космических кораблей в Star Trek: Insurrection (Santa Barbara Studios and Blue Sky|VIFX).
Как я понял (если не так — поправьте меня), существует две «разновидности» Maya:
и
Различия в основном заключаются в наполнении этих пакетов. Maya Unlimited включает в себя:
- Maya Artisan — революционный инструмент для моделлинга, напоминающий кисть.
- Maya F/X — разработанную DynamationT систему частиц, для создания завораживающих эффектов атмосферы, взрывов, жидкости и пиротехнические эффекты
- MayaLive для записи перемещений камеры, чтобы делать наложение компьютерной графики на живое видео
- Maya Cloth — идеальный инструмент для анимации тканей и одежды
- Maya Fur — для создания фотореалистичных волос, меха и т.д. на многоповерхностных NURBS моделях.
- Advanced Modeling — полный контроль для построения действительно качественных моделей.
- Две лицензии на Batch Renderer позволяющие ускорить рендеринг путем использования нескольких рабочих станции
Maya Completete же оформлена несколько скромнее: Maya Artisan, MayaF/X, Maya FusionLite и Invigorator Lite. Как видите практически все версии «облегченные» (Lite). Но и стоимость у Maya Completete конечно ниже.
Рассмотрим особенности Maya немного подробнее. Сама по себе это: высокоскоростная графика для быстрого и качественного отображения сложных 3D сцен (еще бы, ей ведь необходим хороший OpenGL-ускоритель). Гибкая, открытая архитектура на основе языка программирования (MEL) и OpenMaya API. Создание ключевых кадров с применением инверсной кинематики (IK), направляющих, деворматоров, и инструментов для создания кожи живых существ. Быстрая, аккуратная динамика жестких тел. Реалистичный аппаратный рендеринг и фотореалистичный программный рендеринг. Остальные модули расширяют эти возможности до невиданных высот.
Начнем с Maya Artisan. Maya Artisan представляет собой интуитивный интерфейс для различных приложений — анимации, моделлинга и т.д. В Maya 2, Maya Artisan работает как с NURBS так и с полигональными моделями, и позволяет пользователю рисовать вершины, грани и края, а так же различные атрибуты, такие как веса кластеров, веса кожи, установка связей и цвета вершин.
инструмент Script Paint и инструмент Attribute Paint позволяют пользователям определять атрибуты, которые они хотят изобразить. Примеры скриптов поставляемые вместе с Maya позволяют рисовать веса у softbody, создавать источники частиц и различную геометрию.
Как уже говорилось Maya F/XT является разработанной DynamationT системой частиц для создания обворожительных видео-эффетов. Частицы могут включать реакцию других частиц или любой анимационной процедуры.
Гибкие объекты оживают с контролируемыми и анимируемыми уровнями эластичности. Динамика мягких тел позволят самодеформирование объектов при столкновениях или при представлении природных сил, таких как гравитация и турбулентность.
Maya Cloth является быстрым, эффективным, практичным решением для тех, кто решил заняться созданием реалистичной анимации ткани и одежды. Maya Cloth позволят выполнять подобные проекты с необходимой скоростью и интуитивным интерфейсом. Вы можете использовать любой тип ткани, от шелка до брезента. После наложения ткани на объект Maya сама отслеживает изменения (движения) объекта и изменяет наложенную на него ткань.
Maya Fur позволяет создавать реалистичные волосы и шерсть задавая такие параметры, как: цвет, толщина, длина, прозрачность, направление и изгиб могут быть заданы глобально или от какого-либо локального центра. Вместе с Maya Artisan вы можете рисовать волосы прямо на поверхности с моментальным отображением всех результатов.
Цвет волос может быть задан в Maya, или нарисован в StudioPaint. Перенос цвета на волосы осуществляется простым drag&drop. Для повышения реализма в Maya существуют специальные инструменты для автоматической или ручной анимации волосяного покрова при движении.
Maya Live разработана для упрощения получения перемещений камеры при композинге живого видео и компьютерной графики. Например, Maya Live позволяет объединить компьютерных трехмерных динозавров бегущих через аэропорт. Применение Maya Live делает возможным создание сложных компьютерных сюжетов, совмещенных с живыми актерами, например таких как в StarWars Episode I (Phantom Menace).
Ну и Advanced Modelling:
- Поверхности с подуровнями — новая технология моделлинга с уникальным «иерархичным» подходом. Этот подход позволяет пользователям начать моделирование с упрощенного объекта, и используя правила подразделений получать большую детализацию там где это нужно. Результатом будет полноценная модель, состоящая из одного объекта.
- Окружность с постоянным радиусом — одна из наиболее интересных особенностей, взятых от PA (Power Animator). Позволяет создавать сглаженные контуры гораздо проще, чем раньше.
- Сдвиг поверхности — создает новую поверхность со смещением от оригинальной на определенное расстояние, может применяться для создания двухсторонних объектов (например — бутылки)
- Улучшенное выдавливание — появились возможности растягивания и поворота при выдавливании вдоль пути.
- Квадрат — Напоминает инструмент PA’s Square. Создает 3 или 4 соприкасающиеся поверхности.
- Глобальное решение для сшивания с применением различных настроек при соединении нескольких примыкающих поверхностей.
- Булевы операции над NURBS. Есть возможность булевых операции с полигональными моделями.
Вот таким образом, господа и дамы. Круто, что тут сказать. Был бы у меня дома PII с OpenGL ускорителем и 256 мегами оперативки и еще куча денег на покупку Maya, я бы конечно с радостью поюзал бы это чудо. Конечно можно и не иметь кучу денег на покупку Maya и взять ее на рынке за 100р., но толку с этого не будет — машина моя не потянет.
Немного дегтя в бочку меда — к сожалению, пока большая часть Maya 2.0 с ее модулями, такими, например как Maya Fur и Maya Live доступна только на SGI IRIX.
Напоследок вот вам красивая картинка, сделанная в Maya. Кстати все картинки
этого выпуска, посвященные Maya, взяты с сервера Alias|WaveFront.