Автор статьи: Аверин Александр
Давненько я ничего 3D-иного не обзирал (слово то какое…). Один добрый человек (LostAngel) подтолкнул меня на мысль описать несколько интересных программ, основное назначение которых — генерация ландшафтов.
Начнем мы с одной из наиболее простых и в то же время качественных в смысле результата программ. Я говорю о Terragen v0.7.28.
>
Что нужно знать, чтобы делать в этой программке довольно качественные картинки ландшафтов? Да практически ничего. Главное понимать суть процесса. именно так выглядит панель управления Terragen-а, и именно такова суть процесса.
Начинаем мы с настроек рендеринга.
Главные настройки — разрешение картинки и ее качество (detail). Позиция камеры легко задается при помощи мышки, разве что дополнительно можно указать высоту над поверхностью (height above surface). Очень радует возможность быстрого предварительного просмотра с вполне приемлемым качеством.
Следующим шагом является создание ландшафта. Вариантов ровно три: нарисовать самому, сгенерировать автоматически и импортировать из другого пакета.
Если вы решитесь рисовать самостоятельно, то обращаю ваше внимание на инструменты предназначенные для этого:
Процесс создания заключается в отображении примерного вида будущего ландшафта. Причем рекомендую начинать с самого большого размера инструмента, постепенно переходя к более маленькому. Чем светлее цвет поверхности, тем выше она находится.
С генерацией ландшафта все проще. Достаточно выбрать один из методов и задать необходимые параметры. Если результат вам не подходит — достаточно лишь снова нажать Generate Terrain и получить еще один уникальный результат.
После создания внешнего вида ландшафта нужно подумать о его цветовом решении. В этом вам поможет пункт Surface Map (см картинку — скриншот главного экрана настроек ландшафта). Можно воспользоваться готовыми материалами, а можно сделать свои.
Следующий шаг — создание воды (большинство генераторов ландшафтов очень сильно помогают в создании достаточно реалистичной воды). В Terragen-е это делается заданием нескольких параметров.
Главное — Water Level. Задайте небольшое положительное значение и нажмите Update Maps. Вы увидите, что часть вашего ландшафта оказалась под водой. Остальные параметры это: степень отражения и конфигурация волн. лучше всего их настраивать путем подбора оптимальных сочетаний (поправил — сделал тестовый рендер).
Как только вы подобрали нужный вид для вашей воды самое время приступать к генерации неба. Под небом в данном случае мы подразумеваем две вещи. Это облака. Опять же, при помощи нескольких несложных настроек можно создать очень качественную имитацию облаков. Самый простой вариант — воспользоваться кнопкой Generate Clouds. Задав размер и плотность облаков вы получите вполне приемлемый результат.
Следующей по пунктам у нас настройка атмосферы. Довольно важный момент, так как он позволяет значительно повлиять на внешний вид готового изображения. итак, первая сверх настройка позволяет сымитировать присутствие в атмосфере пыли или тумана. Чем больше плотность (density), тем сильнее эффект. Следующая настройка отвечает за степень «голубизны» вашего неба. Хотите мрачный дождливый день — уменьшайте, хотите солнечный и светлый — добавляйте. Не забывайте делать тестовые рендеринги. Ну и последняя настройка, которая отвечает за воздействие атмосферы на солнечные лучи. Для начала можно ничего не трогать — результат будет вполне приличным. Кроме того в комплекте идет большое количество presets (заранее подготовленных настроек), которые помогают разобраться со всеми тонкостями создания атмосферы.
Наконец-то мы дошли до последнего пункта — настройки освещения. Очень важно правильно указать направление и угол освещения. Так как это повлечет за собой глобальные изменения в сцене. Для начала оставьте все как есть или ознакомьтесь с готовыми примерами.
После всех этих действий мы получаем готовую сцену, которую можно отрендерить в качестве отдельной картинки. А если немного пофантазировать и понастраивать, то можно получить море на Марсе…
Для того, чтобы сделать такую картинку вручную в одном из 3D пакетов потребовалось бы изрядное количество времени. По крайней мере большее, чем мы потратили задавая параметры и генерируя различные вещи в пакете TerraGen.
Но, кроме статических картинок в TerraGen можно делать несложные анимации. Встроенный модель позволяет делать скрипты (которые можно написать и в ручную).
Достаточно выбрать пункт Run Scripter, указать необходимые параметры, сгенерировать скрипт, а затем при помощи команды Execute Script выполнить скрипт. В результате вы получите отдельные картинки для каждого кадра, которые затем можно собрать в любой программе, работающей с видео. Например, в AE. Я просто сделал из них анимированный гиф в ImageReady. Вот результат работы подобного скрипта:
Вот такие они, эти генераторы ландшафтов. Мы рассмотрели самый простой из них. Что будет в следующих обзорах: программка уровнем повыше нашего TerraGen под названием VistaPro, затем поглядим на профессионала в области создания ландшафтов — AWB (Animatec World Builder). Закончим мы все это большим сравнением возможностей этих пакетов.