Автор статьи: Белянин Максим
Мысль материализуется. Кто может с этим поспорить? Если кто может, то путь напишет пару предложений, не имеющих под собой мыслей как основы. А, когда напишет, пусть прочитает.
Процесс материализации дизайнерских мыслей тяжел и труден. Нелегко материализовывать полет фантазии в полоски, шрифты и слоганы с фотографиями. Мыслей много — методов мало. Либо текст внутри, либо текст снаружи, либо пересекается. Четвертого не дано.
Вот и получается как в песнях — написал, спел, понравилось. И вдруг — судебный иск за плагиат песни 30-летней давности, о которой и думать забыл. А что делать? Нот-то всего 7, ну максимум 12.
Вот и с рекламой также. Вроде свежее решение, а приглядишься — да нет, Кока-колой пахнет. Или сникерсом. Причем я верю, что часто такое случается абсолютно случайно. Трудно придумать что-то уникальное, не похожее на все то, что так старательно изучал в целях пополнения опыта. Иначе зачем пополнять?
Этот как в той истории, когда все говорили известному российскому режиссеру в США: «Да, фильм у вас неплохой, особенно тот момент, когда пистолет шипит в снегу». А он все не понимал, чего такого они нашли в этом заурядном моменте. Оказалось, что у них в Голливуде есть книжка про кинематографические приемы. Там их 600 штук или около того, и во всех фильмах используется та или иная их комбинация. Так вот именно этого приема в книжке не было, что и поразило небогатое американское воображение.
Но хорошо, если у вас книжка есть — доказать плагиат сможете. А если нету? Если вы рисовали свою рекламу для Экстра-М десятилетней давности, а тут по телевизору вашу идею показывают? Обидно? Не-а. У вас же нет денег свои идеи по телевизору показывать.
Но более распространен обратный вариант. Когда хочется слямзить чужую рекламку, подправить огрехи, добавить пару своих «фирменных», и гордо отнести начальству. А что делать, если понравилась идейка? Ну не выбрасывать же! А если еще конкурент-дурак реализовал ее глупо? Уж вы-то знаете, что тут нужно исправить, чтобы все было как надо. Вам и карты в руки. Какой закон об авторских правах? Вы же видите — тут синий цвет, а тут — красный! И круг вместо квадрата!
А бывает еще хуже — видите, как в жизнь бездарно (или одаренно, когда как) воплощается то, что вы в свое время либо поленились сделать, либо повода не нашлось. Негодованию нет предела! Под шедевром стоит подпись недостойного. А в кармане недостойного лежат причитающиеся вам деньги. Пусть подавится.
большие против маленьких: перспективы дальнейшей сегментации рынка.
Типичные тенденции в рекламном бизнесе таковы: крупные компании крупнеют, мелкие — еле сводят концы с концами и постепенно закрываются. Это, конечно, очень закономерно, ведь всегда приятно работать с большой богатой и известной компанией. Но, возможно, ситуация может и измениться.
Дело, во-первых, в том, что большая организация плохо справляется с творческими задачами, требующими оперативного решения, а именно такие задачи представляют сейчас большой интерес. Для больших компаний стандартность и предсказуемость задач является необходимым для выживания и успешного управления внутри компании. Как бы этого не хотелось, нельзя ко всем клиентам подходить индивидуально — так крупный бизнес не сделаешь. Поэтому могут уволить талантливого дизайнера, если он проспит встречу с клиентом, а перспективный отдел могут закрыть из-за нестабильности. Потому что все это создает проблемы в управлении, а без четкого управления большой компании не выжить.
И вследствие всего этого приходится отказываться от «интеллектуальных» проектов, которые требует некоторого изменения общих и стандартных подходов. А как раз за такие проекты небольшие фирмы берутся с удовольствием.
А второе веяние современности заключается в том, что требования к качеству услуг существенно возрастают. Ну, деньги на это появляются, конкуренция давит, да и вообще, люди становятся более привычными к рекламе, а от этого ее эффективность падает. Поэтому всем нужно более качественное обслуживание. И тут опять же выигрывает индивидуальный подход. Маленьким фирмам не сложно выполнять любой каприз заказчика. А заказчикам проще иметь дело с конкретными людьми, чем с «безликой машиной», в которой у менеджера еще 10 таких же клиентов и он ото всех них устал.
Кроме того, в связи с общим падением эффективности прямой рекламы растет интерес к рекламе косвенной, к технологиям «PR», а уж эти области «интеллектуальны» по определению. Такой спрос рождает предложение, и уже можно видеть, как возникает бум небольших фирм, живущих на авторитете своих организаторов, которым доверяют вести рекламные бюджеты. Такие компании отличаются от массы компаний, опиравшихся на конкретные технологические процессы, как, например, на полиграфию, или на уже раскрученный бизнес, как, например, рекламный отдел СМИ.
В таких случая нельзя увеличить число клиентов, потому что от этого упадет качество работы, т.к. исчезнет та самая индивидуальность подхода, за счет которой подобные фирмы и становятся интересны заказчикам. Можно увеличить количество сотрудников, но тогда коллектив может утратить сплоченность и индивидуальную атмосферу.
Но маленькие фирмы лишается возможности предоставлять клиенту «комплексное обслуживание». Точнее, им это предоставлять гораздо сложнее. Но и здесь есть изящное решение — можно сотрудничать с другими такими же фирмами. раньше это было практически невозможно, так как все старались делать все самостоятельно. Никто не доверял конкурентам, причем даже не в силу конкуренции, а в силу отсутствия уверенности в чьей-либо работе, кроме своей. Действительно, еще несколько лет назад хорошо работающий рекламист был редкостью. Ему не на кого было опереться, так как профессионалов было мало, а халтурщиков — много. Поэтому тяжело было отвечать за кого-либо, кроме себя.
Но сейчас времена изменились, и единственное, что мешает прогрессу в области взаимоотношений разных компаний — лишь сохранившиеся привычки. Сейчас небольшая фирма должна уметь работать с субпродрядчиками, налаживать сотрудничество и обмен заказами со своими коллегами по бизнесу. Нужно искать и находить такие компании, чей профессионализм не вызывают сомнений.
Так что вероятно, что в ближайшее время на рынок придут небольшие компании, работающие слаженно и качественно. А крупные продолжат заниматься тем, что под силу лишь им, заказами, в которых реально необходимы размер и мощь, где есть технология и поток.
Возможно, эти две категории компаний будут как-то взаимодействовать между собой и крупные компании будут иметь несколько мелких, выполняющих «творческие» задачи.
Как всякий рынок, рынок рекламы со временем все больше сегментируется, а среди его участников усиливается специализация. Вскоре каждому профессионалу достанется по сегменту, и это будет уже рынок не конкуренции, а рынок сотрудничества. А может быть, и монополизма.