Если автор стремится к идеальному тексту, он обязан тщательно подбирать количество примеров или элементов в предложении/абзаце, потому что количество таких примеров несет смысловую нагрузку в любом тексте. Писатель выбирает число элементов и последовательностей частей в тексте. Рассмотрим несколько примеров и проявим свои «рентгеновские способности», заглянем дальше поверхностного смысла в механизмы грамматики.
• Один элемент: Девушка умна.
В этой фразе автор привлекает внимание к девушке и ее уму одним примером, без всякой альтернативы. Читатель должен сосредоточиться только на этой характеристике. Привожу несколько аналогичных примеров:
Бог есть любовь.
У меня есть мечта.
Позвони мне.
Ложь.
Читай по губам.
Элвис вышел из здания.
Момент.
Правда.
Болит живот.
Дождь.
Том Вулф (Tom Wolfe) однажды справедливо заметил, что если автор хочет убедить читателя в правдивости своих слов, необходимо пользоваться короткими фразами и предложениями.
• Два элемента: Эта девушка мила и умна. В этом предложении автор убедил нас, читателей, что девушка и умна, и мила, а не заставил сравнивать умнее она или милее. Читатель вынужден держать обе характеристики в своей памяти. Можно сравнить и сопоставить элементы, затем уравновесить. Другие примеры использования двух элементов:
Правда и ложь.
Папа и мама.
Яйца и ветчина.
Мужчина и женщина.
Рок-н-Ролл.
Я и ты.
Дик и Джейн (Dick and Jane) герои сказок 1930гг.
Кот и мыши.
Дьявол и глубокое синее море.
Мужчины — с Марса. Женщины — с Венеры.
• Три элемента: Девушка умна, мила и целеустремленна. Автор позволяет читателю рассмотреть девушку со многих сторон, в треугольнике характеристик угадывается законченность. Чудо разделения числа два превращается в то, что один ученый назвал «чудо окружения» числа три. Использование трех примеров/элементов по сути это пример мощного движение от тройственности к единению. От восприятия чувства целого к пониманию самого главного. Приведу другие примеры трех элементов:
На старт, внимание, марш.
Начало, середина и конец.
Мама, папа и я.
Власть исполнительная, законодательная и судебная.
Священник, министр и раввин.
Вера, надежда и любовь.
Отец, Сын и Святой Дух.
Небеса, чистилище и ад.
• Четыре и больше элементов: Девушка умна, мила, целеустремленна и страдает анорексией. Предложение дает почти полную картину описания девушки, даже чем больна. Чем больше добавлять описательных элементов, тем полнее образ человека, предмета, предлагаемого пространства. Но существует одна любопытная и поучительная истина: в литературе число «три» значит гораздо больше, чем число «четыре». Три элемента дают законченную целостность предложению/фразе, а добавляя четвертую или последующую деталь, мы теряем скорость и выбивается из круга целостности.
Рассмотрим небольшой отрывок, начало романа «Сиротливый Бруклин» писателя Джонатана Литэма (Jonathan Lethem):
«Окружение — это наше все. Нарядите меня и посмотрите. Я — карнавальный банкир, я — ведущий аукциона, я — площадной артист, я — бормочущий пророк, я — пьяный сенатор на дебатах. У меня синдром Туретта»
Автор использует схему 1-2-5-1, то есть в первом предложении предлагает читателю один элемент, абсолютную правду. Во втором предложении использованы два глагола в повелительном наклонении, а в третьем – автор предлагает пять метафор. Последняя фраза содержит правду и содержит один элемент. Именно последняя фраза, по мнению автора, является основной и он даже выделяет ее курсивом.
Итак, подведем некоторый очень важный итог:
Один элемент используем для силы.
Два – для силы и сравнения.
Три – для полноты, цельности, законченности.
Четыре и более используем для списка, описания, собрания и расширения.
Выводы и практические рекомендации:
1. Научитесь читать чужие тексты «рентгеновским способом» и находить количество примеров и элементов, используемых автором текста.
2. Изучите свои прошлые работы и поймите, где Вы «переборщили» или «не досолили» в отношении количества примеров и элементов. Для редактирования используйте наше сегодняшнее Правило письма.
3. Проштудируйте пословицы, афоризмы, крылатые выражения, песни, стихи, политические выступления, литературные статьи на предмет наличия в них цифрового ряда, количества примеров. Устройте небольшой «мозговой штурм» вместе с коллегами и друзьями, определите, кто пользуется числом элементов наиболее удачно.
4. Попробуйте ввести в Вашу статью длинный список, например, список имен новорожденных котят, список лекарственных препаратов в витрине аптеки, список вещей, забытых на вокзалах и в аэропортах. Поэкспериментируйте с числом примеров и элементов для получения блестящего результата.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: http://www.editor.ru/