Каждый автор, который пишет для своей аудитории, хочет быть услышанным. И возможность услышать голос пишущего является очень важным для писателя, и одним из самых трудных эффектов письма. Голос писателя должен быть истинным или, как ещё это называют, аутентичным. Это трудное слово имеет одинаковый корень с английскими словами «автор» и «авторитет» и это очень значимо.
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГОЛОС?
Голос, по словам Дона Фрайя, представляет собой работу автора для того, чтобы читатель ощутил разговор с автором со страниц книги.
Просматривая один из номеров старого журнала « Святой Ноколас» с рассказами, которые пишут дети, поэт Дэвид МакКорд был приятно восхищён работой, как паук спасал поросёнка, которую написал мальчик одиннадцати лет Элвин Брукс Вайт. Голос юного автора звучал отчётливо и правдиво. Впоследствии этот мальчик стал автором знаменитой «Паутины Шарлоты».
Если голос является многообразием всех приёмов, благодаря которым появляется иллюзия настоящего голоса, то представим себе такое устройство, которое называется графическим эквалайзером. С помощью него можно изменять частоты звуковых сигналов, повышая или понижая их, используя различные рычаги и тридцать шкал. Благодаря эквалайзеру можно добиться голоса, который вам нужен.
Допустим, что у нас есть такой эквалайзер. Как же им пользоваться?
— Возникает множество вопросов:
— Какой язык у автора: абстрактный, конкретный или средний между ними?
— Пользуется ли автор сленгом улиц либо пишет как философ, то есть даёт логически обоснованную информацию?
— В каком роде с числе пишет автор свои статьи? Какие местоимения он использует: мы и я, вы и ты, они или он, она и оно. А может быть он использует всё из предложенного?
— Где находится первичный источник авторских аллюзий – намеков и подсказок, которые наводят на нужную мысль? На какой культуре они основываются: на высокой, низкой или сочетают сразу две вместе?
— Что цитирует автор: теолога средних веков, как науку о высоком и божественном или борца – профессионала, который хорошо знает спорт, но не совсем дружит с языком?
— Как используются метафоры или выражение слов в переносном смысле или другие обороты нашей речи? Как автор себя позитирует: как поэт высоких и тонких образов или, журналистом, который пишет образы для достижения своих целей.
— Какие предложения по длине и по структуре он создаёт? Это длинные сложные или простые короткие? А может быть и те и другие вместе?
— На каком расстоянии автор находится от нейтрального тона письма? В своих работах он представляет себя, как объективный рассказчик, как пылкий или рассказывает с пристрастием?
— Какие темы для письма он выбирает? Какие формы написания он использует? Может быть он создаёт своё письмо или придерживается общепринятых норм?
Рассмотрим описание Эдварда Марроу об освобождении концентрационного лагеря Бухенвальд. Это был радиорепортаж в форме описания. Чтобы лучше понять, как звучит голос автора, необходимо текст читать вслух.
«Мы вошли. Цементный пол. Два ряда тел, сложенных, как дрова для растопки. Они были очень худые и белые. Некоторые из тел были в жутких синяках, хотя плоти почти не осталось, такие они худые. Некоторые застрелены в голову, но крови нет. Все тела, кроме двух, были обнажены. Я пытался пересчитать их как можно точнее и пришел к выводу: все, что было мертво — более пятисот мужчин и юношей — лежало здесь в двух аккуратных грудах».
В репортаже автор сам был свидетелем увиденного. С одной стороны он пишет как журналист, а с другой, как возмущённый очевидец страшной картиной, где люди являлись дровами для печи (метафора). Весь текст состоит из простых и коротких предложений. В конце он употребляет местоимение «я», чтобы показать, что он был очевидцем сказанного. В тексте используются разные способы письма, для создания эффекта живого голоса автора. Конкретность описания вызывает у каждого чувства сострадания и жалости.
Философ Томас Гоббс, который жил в 17 веке в Англии при описании чувств человека пишет:
«Печаль о несчастьях другого есть ЖАЛОСТЬ, и возникает от воображения, что такая беда может случиться с тобой самим, и, следовательно, есть СОСТРАДАНИЕ, а на сегодняшнем языке УЧАСТИЕ».
Абстрактность описания чувств даёт чувствам определение. Когда автор пишет, как Эдвард Марроу, то это будет журналистский стиль. А если автор пишет, как Томасс Гоббс, то быть ему философом.
Чтение текста вслух, чтобы слышали другие, является лучшим способом проверки голоса письма.
Такое чтение сразу укажет на ошибку, и вы сможете её исправить. Иногда убрав одну фразу, можно нарушить ритм голоса письма. Поэтому нужно всё прочитать вслух.
Попробуйте прочитать свою статью другому и спросите, слышится ли ваш голос в тексте. Проанализируйте его ответ.
Перечитайте какую-либо свою статью и выпишите все прилагательные, которые описывают голос.
Прочитайте готовую статью вслух, чтобы проверить есть ли в ней ошибки, которые вы не увидели при чтении про себя.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru