Структуру статьи нетрудно уловить, если выделить основные части.
Хорошая статья всегда имеет вступление, главную часть и заключение. Автор статьи может назвать большие части, используя при этом подзаголовки. Читатель легче воспринимает и запоминает всю статью целиком, если она разбита на части.
Для наглядного примера этого эффекта можно раскрыть основные части простой и короткой детской песенки про трех мышек:
Первая часть — повторяющаяся всего один раз музыкальная фраза:
Три слепые мышки, три слепые мышки.
Вторая часть – не только продолжает первую, но и добавляет еще действие:
Смотри, как они бегут, смотри, как они бегут.
Третья часть прибавляет сложные предложения к двум первым:
Они бегут за женой фермера,
Которая отрезала им хвосты ножом,
Вы можете представить себе такое?
Четвертая часть – повторение первого предложения, она замыкает цикл всей песенки.
Песни запоминаются намного легче, чем статьи, именно потому, что их структура довольно простая: строфа, затем припев, еще раз строфа и припев, музыкальный проигрыш, снова повторение строфы и припева, и завершающая кода. Слушая песню, иногда можно отвлечься, но если внимательно слушать музыкальное произведение, структура становится ясной и понятной.
Большинство писателей Старой школы перед написанием произведения, помимо набросков, составляли и его схему. Выглядела она примерно так:
I.
_А.
__1.
_В.
__1.
__2.
___а.
___b.
_С.
__1.
II.
_А.
И далее.
Передо мной всегда вставала небольшая проблема: заранее предугадать, каким же будет раздел «С», я не мог. Требовалось дописать непосредственно до этого раздела, чтобы открыть самому себе, о чем же рассказывать далее. Чтобы преодолеть эту проблему, мной была придумана «схема от противного». В чем ее суть? Изначально я составлял черновик всего рассказа, а затем – его схему. Прием оказался очень эффективным. Невозможность для меня составить схему подтверждало беспорядочность изложения в моем рассказе, т.е. то, что я не отделил от целого основные части.
Даже в настоящее время мне довольно сложно составить схему статьи до ее завершения, но я легко могу набросать небольшой план. Скажу, что свободный план (на схеме это римские цифры) — еще один мой прием. Обозначив большие части рассказа подзаголовками, я вижу, о чем мне следует писать дальше.
В пример приведу план некролога артисту Рэю Болджеру, исполняющему роль Пугала в фильме «Волшебник Изумрудного города»:
I. Лид, содержащий диалог из фильма и образ персонажа.
II. Основные события его карьеры, помимо «Волшебника Изумрудного города».
III. Песня, являющаяся визитной карточкой артиста – «Once In Love with Amy».
IV. Молодость эстрадного артиста, его признание как танцора.
V. Карьера артиста на телевидении.
VI. Завершающий образ из «Волшебника Изумрудного города».
Эта «схема от противного» была создана мной после внимательного прочтения некролога, удостоенного наград, созданного для газеты «The Washington Post» автором Томом Шейлзом.
В большой статье автором обязательно должны быть обозначены основные части. Если это не просто рассказ, а почти книга, то каждая глава должна иметь свое название. Если статья пишется для журнала или газеты, то все части должны быть с подрубриками или подзаголовками. В любом случае автор должен использовать подзаголовки, даже если к статье и не предъявляется таких требований. И вот по какой причине: для всегда занятых редакторов и для читателей подзаголовки сделают более явными основные части статьи. Также это покажет способность автора видеть и обозначать такие части. Хорошие подзаголовки раскрывают архитектуру материала, позволяют отделять части друг от друга и формируют добавочные точки входа в рассказ.
В 1994 году, к 50-летнему юбилею высадки в Нормандии союзников, американским редактором Джином Паттерсоном для газеты «The St. Petersburg Times» было написано эссе, заголовок которого был таким: «Продвижение в битве: поучительный опыт войны». Во Второй Мировой войне Джин Паттерсон командовал танком в Армии Паттона.
Эссе Паттерсона начинается с середины повествования:
«Я не хотел убивать двух немецких офицеров, когда мы по ошибке встретились посреди улицы в Герабронне» (Герабронн — городе в западной Германии).
Основные части рассказа представлены пятью хорошими, понятными подзаголовками:
1.Человек XX века
2.Продвижение с тяжелыми последствиями
3.С земли Джорджии
4.Бессмысленная смерть
5.Две правды о войне
Здесь видно, как можно предсказать содержание статьи Паттерсона только лишь по подзаголовкам. Они разбивают эссе на большие части, являясь их названиями, наглядно показывают, как будет в дальнейшем развиваться тема, делая статью легко понятной и запоминающейся.
Для закрепления материала попрактикуйтесь:
1. В пьесах Шекспира 5 актов, которые разделены на сцены. Прочтите любую трагедию и комедию, к примеру: «Макбет» и «Как вам это понравится». Обратите особое внимание на подзаголовки и структуру пьес. Ответьте для себя на вопрос, что хотел показать автор в каждой из частей.
2. Найдите самую длинную статью, написанную вами, за прошлый год. Разбейте карандашом ее на основные части и придумайте каждой хороший подзаголовок.
3. Весь следующий месяц отмечайте структуру всех прочитанных вами текстов. Запомните, в какой момент, когда вы схватываете всю структуру статьи. Сравнивайте тексты с подзаголовками и без них.
4. При прослушивании музыкальных пьес также отмечайте основные части.
5. Работая над следующей статьей, сначала набросайте план или свободную схему с 3-6 основными частями работы. Перерабатывайте план по мере написания, если это необходимо.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru