Давайте разберемся в значении повторения и его отличия от многословия. В общем, намеренное повторение автором в тексте помогает соединять части статьи в единое целое. Но замечу сразу, что повторение принесет результат, если Вы применяете повторение фраз и слов намеренно и осознано как барабанную дробь, тем самым создавая ритм и структуру произведения.
Эти намеренные повторы можно сравнить с типом повторов в музыке, в рекламных кампаниях, в риторике, в проповедях и даже в родительских нравоучениях. Даже в этом небольшом предложении я намеренно использовал предлог «в» несколько раз.
Некоторым писателям и журналистам повторение помогает быть убедительными, среди таких репортеров отличается Майкл Гартнер (Michael Gartner), который за свою блестящую журналистскую работу получил Пулитцеровскую премию за редакционную статью. Приведу небольшой отрывок из статьи «Поговорим о татуировках»:
«Раньше мы не видели руки Джексона Воррена (Jackson Warren), сотрудника пищевого блока в университете штата Айова, а они выглядели поистине отталкивающе: свастика на одной, ККК– на другой.
Уф! Это отвратительно.
Администрация университета тоже так думает, поэтому, в ответ на жалобы студентов, они «временно перевели» Воррена на работу, где он не будет в контакте с массовой публикой.
Уф! Это возмутительно».
Как Вы успели заметить, в своей статье о татуировках, Майкл Гартнер использовал повторение после каждого отдельного примера носителя татуировки «уф» и «это отвратительно/возмутительно». Результат превзошел ожидания: хочется вторить вместе с автором как это возмутительно/отвратительно, уф.
Статья построена на приеме повторения, но не возникает ощущение бессмысленного и несвязного повторения.
Помните тех, кто сжигал флаг в Техасе, участников марша нацистов в Канаде, протесты против войны повсюду? Все это граждане, защищенные законом, порой отвратительные, иногда — возмутительные, но никогда они не бывают бессловесные. Замечу, что структура всей редакционной статьи — повторения, дополненные вариациями. В окончании своей статьи Майкл отвечает на вопрос, какой посыл несет учащимся человек с татуировками. Привожу цитату:
«…Это школа, которая верит в свободу слова.
Это школа, которая защищает право на собственное мнение.
Это школа, которая уважает Америку.
Вот, что могли бы продемонстрировать власти штата Айова.
Джексон Воррен, украшенный символами ненависти, мог бы стать символом свободы».
На этом примере, мы видим, что повторения создают для небольшого отрывка целостность, законченность, если повторений три; а два — подчеркивают контраст – свободы и ненависти. В действительности, повторения в статьях Майкла Гартнера не бывают случайными, он использует их, по его же признанию, как музыкальные инструменты. Журналист сожалеет, что не умеет сочинять музыку, стихи, вот поэтому и пишет статьи и рассказы. Впрочем, владея виртуозно словом и ритмом повторений, Майкл наверняка сможет написать хорошие стихи.
Майклу Гартнеру под силу перевод повторений в комическую плоскость в другой статье, которая состояла из 8 абзацев и в которой автор убеждал читателей делать пожертвования в пользу местной общественной радиостанции. Повторение призыва «Поддержите деньгами радио «WOI» следовало за каждым из абзацев, содержащих аргументы в защиту дающего. Например:
«…Мы не часто продвигаем какие-то проекты на страницах издания, но когда мы делаем это, мы делаем это прямо и прилагаем все усилия.
Поддержите деньгами радио «WOI».
В конце статьи Майкл применяет новый ход: благодарит читателей за внимание, даже если они и не уловили явного посыла и призывов поддержать радио «WOI» деньгами!
Повторения в руках виртуозов пера или поэтов имеют такую силу, что тексты с их использованием превращаются в цитируемые и даже священные тексты. Например, слова из книги «Ночь» Эли Визл (Elie Wiesel), начертанные на стене Музея Холокоста в США, содержат повторение «никогда не забуду я…» и воспринимаются как священный Гимн скорби по всем погибшим.
Практика показывает, что повторение может быть настолько сильными и частыми, что затмевают основной текст, в этом случае рекомендую тактический прием. Удалите из своего текста все повторения, прочтите вслух и добавляйте повторы по одному. В какой-то момент Вы поймете, что намеренных повторений уже достаточно.
Выводы и практические советы:
1. Найдите существенные различия между повторением и многословием. Перечитайте свои работы и сравните полезные повторы и бесполезное многословие.
2. Ознакомьтесь с историческими речами известных ораторов, обратив внимание на повторы. Запомните по каким причинам автор обращается к повторениям: для запоминания, для возникновения новых эмоций, для усиления аргументации.
3. Не бойтесь обычных повторений, они не могут быть всегда высокохудожественными. Например, упоминание или цитирование главного персонажа в начале, в середине и в конце повествования не нанесет ущерб Вашему тексту, а поможет объединить разные части статьи. Найдите такие примеры в журналах и газетах, проанализируйте.
4. Перепишите любой отрывок с повторениями, который Вам нравится. Уберите все повторы и обсудите что получится в результате без намеренных повторов.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: http://www.editor.ru/