Одним из основных элементов во многих литературных жанрах является описание места действия. Ведь это позволяет ввести читателя в ход повествования, увлекая его новыми, необычными для него местами действия. Поэтому стоит максимально использовать данный прием, последовательно описывая места, где происходят события, о которых идет речь.
Как писал более сорока лет назад Томас Вульф, в современной литературе, написанной в стиле реализма, при котором повествование осуществляется по принципу постепенного развертывания событий от одной сцены к следующей, крайне редко происходит чисто историческое повествование хода действий. Писатель отмечал, что для того, что бы стать свидетелем настоящих сцен из реальной жизни других людей требуется обладать поистине журналистским мастерством высочайшего класса. И сегодня репортажи с места событий намного выигрывают в тех случаях, когда их авторы используют данный прием.
Вот пример из статьи, которая была написана в газете «The Washington Post» журналистом Энтони Шадидом. Она рассказывает о событиях происходящей сегодня войны в Ираке.
«Столица Ирака, город Багдад. В городской мечети на холодном бетонном полу лежит тело убитого сегодня 14-летнего мальчика Аркана Даифа.
Здесь его омывают перед похоронами, приводя в порядок его оливковое тело и смывая с него кровь, которая запеклась на правой руке и правой щиколотке. После этого служащий мечети смывает кровь с лица Аркана, на котором отчетливо видна большая рваная рана.
Всего три часа назад этот мальчик был еще жив, а теперь его отец ждет, когда его можно будет похоронить. «За какие грехи погиб этот юноша? Что он сделал?» — эти риторические вопросы задает служащий по имени Хайдер Катхим».
Как видите, в данном случае происходит последовательное приближение читателей к месту действия, которое разворачивается эпизод за эпизодом. Это делает описание максимально реалистичным.
Почему же описание места действия является базовой частью для любого повествовательного жанра? Дело в том, что с помощью этого приема писатель передает своим читателям не информацию о чем-то, а конкретный опыт, касающийся конкретного места. Это выглядит так, будто читатель лично посетил данное место.
Как пишет по этому поводу Холи Лиз, «атом является мельчайшей неделимой частью материи, а сцена является мельчайшей неделимой частью любого литературного произведения. Любой рассказ. Повесть или роман состоит не из отдельно взятых слов и предложений, а из отдельных сцен, последовательно написанных вами. И каждая сцена, являясь продолжением предыдущей, в целом двигает историю повествования вперед.
Сцены действия встречаются нам в окружающих нас всех видах средств массовой информации и литературы. Однако большинство из них являются всего лишь имитацией реальной жизни.
Лишь немногие из произведений мировой литературы дают возможность почувствовать подлинность описанной сцены действия. Одна из таких сцен представлена в шекспировском «Гамлете», когда принц дает указания актерам относительно их выступления перед королем.
«Обязательно соотносите речь и действие друг с другом. Ведь все, что показывается преувеличенным, противоречит цели лицедейства, которое должно быть зеркалом перед природой».
Именно с зеркалом и стоит сравнивать попытки отразить обстановку и место действия максимально реалистично.
Так, в 2004 году журналист Донг Фуонг Нгуен написал серию статей, посвященных последствием сильнейшего урагана «Айвен», пронесшегося над городом Пенаксола. Обратите внимание, что все начинается с отвлеченного описания действия.
«Несколько напряженных дней прошло в ожидании за ограждением, составленном из патрульных машин. Было очень жарко».
Продолжение сцены.
«Они пытались максимально разнообразить свое пребывание в ожидании событий. Поэтому они все время шутили по разным поводам. Например, как опасно разбирать завалы руками из-за возможности наткнуться на змею».
В следующей сцене происходит развитие действия.
«Те, кто совсем недавно шутил о том, что они могут увидеть, шли по бульвару в молчании. Пройдя пять домов, они вдруг начали плакать. Женщины в машинах, подростки — в грузовиках.
Местная жительница по имени Клара Годвин шла вниз по улице в тот момент, когда соседи поднимали упавшую на велосипеды крышу. Она плакала. «У меня нет даже обеденного стола. Я не знаю, где он. Он пропал».
Вот последовательность, в которой выписываются отдельные эпизоды действия:
Женщина нашла в ванной собственного дома телевизор, который оказывается не принадлежит ей.
Женщина идет по улице в поисках соседей. В этот момент они окликают ее.
Женщина стоит возле развалин дома, вытаскивая из-под них свое уцелевшее имущество.
Мужчина внезапно выскакивает из дома на улицу с криком «Моя кошка жива!»
Еще один мужчина на пороге дома играет на гитаре.
Женщина не может найти себе место из-за горя. Ее пытаются упокоить ее родные.
Другая женщина обнаруживает на соседнем крыльце фотографию своих детей. Как оказалось, она была смыта туда водой.
Женщина разговаривает с соседями по мобильному телефону. Они переживают за сохранность своего имущества.
Такая компоновка событий позволила создать статью, наполненную особой силой и содержанием.
Практикум.
Когда Вы будете писать следующую статью, постарайтесь воссоздать детали сцены действия максимально полно.
Используйте наиболее запомнившиеся диалоги для того, что бы помочь читателю войти в ход действия.
Попробуйте вместе со своими коллегами рассмотреть интересную фотографию или портрет. Опишите ее в таком порядке, в котором читатели могли бы получить о ней полную информацию. Это должна быть отдельно взятая сцена. После окончания работы сравните ваше описание с остальными.
Включите для просмотра один из Ваших любимых фильмов. Медленно просмотрите его, время от времени останавливая кадр. Обратите внимание на соединения друг с другом отдельных сцен. Как такие переходы влияют на смысл происходящего?
Автор : Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru