Очень многие литературные произведения были созданы с помощью параллельных структур и линий в фразах и предложениях. Также используйте их в своих построениях.
«Если две или несколько идей похожи, то их гораздо удобнее выразить, объединив параллельной грамматической конструкцией. Она должна быть уравновешена во всех элементах, как отдельных словах, так и фразах и предложениях». Так писала в одной из своих работ Диана Хэкер.
Для того, что бы увидеть, какой эффект может дать этот прием, стоит обратить внимание, к примеру, на выступления Мартина Лютера Кинга.
«Пусть зов свободы прозвучит с внушительных холмов Нью-Хэмпшира! Пусть она звучит с величественных гор Нью-Йорка! Пусть ее голос разносится с грандиозного плато Алегейни в Пенсильвании! И пусть она прозвучит с заснеженных вершин Роки в Колорадо!»
Внимательно присмотритесь к тому, как в данном случае строится вся грамматическая конструкция, в которой используется повторение фразы, в которой существительное обозначает возвышенность, а прилагательное – степень ее величественности.
Как писал в свое время Шеридан Бейкер «стоит использовать параллельные конструкции везде, где это только возможно. На примерах из Хемингуэя и Фрейда он доказывал, что похожие мысли требуют для их выражения похожих конструкций.
Вот что писал еще сто лет назад в начале ХХ столетия известный английский писатель Г.К. Честертон, автор множества увлекательных детективов и литературных эссе. Когда я прочитал это эссе, то еще раз убедился, что он действительно является одним из моих самых любимых писателей.
«Со всеми своими принадлежностями, своей палкой и своим ножом, своими мелками и своей оберточной бумагой я вышел к этим великим холмам».
Обратите внимание на четыре параллельные конструкции, состоящие из повторения слова «свой» и двойного повторения союза «и».
Вот что Честертон пишет дальше.
«Раньше поэты скорее предпочитали писать свои стихи о великих людях, но никак не о великих холмах. Однако, для того, что бы писать о них, они сидели именно на великих холмах. Из-под их пера выходило меньше описаний природы, однако, пользовались ею они пожалуй намного больше».
Еще две параллели сразу в одном абзаце. Кроме очевидного «великие холмы» и «великие люди», проводится и параллель между «меньше» и «больше.»
Как говорил в свое время Нейл Постман, к сожалению, уже покойный, проблемы, которые возникают в обществе, невозможно разрешить с помощью одной только информации. Вот как он аргументировал это утверждение, используя параллельные конструкции.
«Если в мире существуют голодные, а они без сомнения существуют, то они голодают вовсе не по причине нехватки информации. Если в мире существуют преступники, а они без сомнения существуют, то это тоже происходит не из-за нехватки информации. Если где-то нет демократии, это также вовсе не связано с нехваткой информацией. Все эти проблемы существуют по совершенно другим причинам».
Последовательно располагая слово «если» три раза подряд и заканчивая предложение сочетанием «нехватка информации» автор создает этим нужный ритм всего абзаца.
В качестве примера параллелей можно привести и фрагмент из романа «Заговор против Америки», в котором описывается жизнь рабочих-евреев во время войны.
«В это время мужчины работали по пятьдесят, шестьдесят и нередко даже семьдесят и больше часов в неделю. Женщины же постоянно работали по дому. Ведь в те времена не было большинства бытовой техники. Они стирали рубашки, гладили белье, заштопывали носки, чистили брюки, подметали и мыли полы, ухаживали за больными, готовили еду, оплачивали счета и вели домашнюю бухгалтерию, одновременно следя за здоровьем детей, их учебой, питанием и дисциплиной».
Впечатляющее перечисление, не так ли? Однако, помимо простого перечисления, эффект достигается еще и периодическим отклонением от монотонного перечисления, как например, в фразе «оплачивали счета и вели домашнюю бухгалтерию». Такой же способ используется и в начале абзаца, в конструкции «по пятьдесят, шестьдесят и нередко даже семьдесят и больше». Ведь вполне возможно было ограничиться и простым перечислением числительных. Но здесь акцентирован последний элемент конструкции.
И уже упоминавшийся Мартин Лютер Кинг также нередко использовал такое нарушение параллельности конструкции в своих речах.
«Пусть же свобода звучит с причудливых холмов калифорнии (конструкция соблюдена)!
Однако, это еще не все. Пусть свобода зазвучит и с горы Лукаут в Теннеси!
И пусть свобода звучит и со всех пригорков и холмов Миссисипи! С любой стороны, пусть звучит свобода!»
Обратите внимание, что когда Кинг направляет свое внимание на местность, расположенную на Юге, он меняет модель речи. Общие географические понятия чередуются с конкретными, привязанными к тем, которые ассоциируются с расизмом.
Если упустить из внимания прием параллельности, это может сильно отразиться на его произведениях. И читатели почувствуют это.
Практикум.
Внимательно просмотрите ваши статьи на предмет обнаружения в них параллельных конструкций. Определите, есть ли в этих конструкциях выделения из общего ряда, способные сбить читателей.
Ищите примеры данного приема в журналистике и литературе. Отметьте все обнаруженные места, где он используется. Обсудите их с коллегами.
Попробуйте взять несколько примеров, в которых используются параллельные структуры и переписать их последнюю часть.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru