При написании текстов нужно очень грамотно пользоваться знаками препинания. Их точная расстановка помогает авторам следить за тем, как читатель продвигается по тексту. Другими словами, знаки препинания помогают контролировать ритм текста.
Некоторые филологи учат правилам пунктуации, основываясь на технических деталях. Так, например, в сложносочиненном предложении должна стоять запятая, чтобы разделить между собой простые предложения. Но не обязательно при написании текста пользоваться правилами, можно использовать приемы. Ведь все правила условны, и объединены общей культурой и договоренностью.
Многие знаки препинания, их большинство, обязательны для применения. Если в тексте не расставить их так, как нужно, смысл текста потеряется. Автор не сможет точно передать свои мысли, а читатель поймет текст не правильно. Но есть и факультативные знаки препинания, для использования которых не прописаны правила. Такие знаки препинания не обязательно использовать, или, их вообще можно заменить на другие. Из этого можно сделать вывод о том, что правила пунктуации можно превратить в нужные приемы.
Само слово «пунктуация» имеет в своем корне латинский корень punctum, что в переводе означает «точка». И на самом деле, вся пунктуация состоит из точек, запятых и всяких черточек, которые служат автору, и, пользуясь ими, он правильно выражает свои мысли и доносит их до читателей. Для чего же расставляются знаки препинания? Делается это для достижения двух целей: чтобы задать ритм чтению и разделить текст на слова и фразы, и расставить их по своим местам.
Только после того, когда читатель или автор будет одновременно в голове держать пространство и ритм, текст приобретет единую картину.
Как человек, не знакомый со знаками препинания, например, первоклассник, напишет длинное красивое предложение? Как череду слов, следующих друг за другом по длинной прямой дороге. И только точка будет стоять в конце предложения, как бы останавливая весь этот поток. Точка будет являться своеобразной остановкой. А если написать это же предложение, используя имеющиеся и нужные для него знаки препинания, то дорога из этих же слов уже не будет такой прямой. Она будет похожа на изогнутую трассу с множеством остановок. На бумаге же это будет выглядеть как абзац текста, разделенный знаками препинания – точками, запятыми, тире и т.д. Каким образом это повлияет на читателя? Результатом чтения будет являться замедление ритма текста. То есть автор добьется этим своей цели – передать эмоции, добиться ясности и даже создать напряженность. Текст уже будет читаться не как перечень слов, а с пониманием и осмыслением прочитанного.
Всем знакам препинания в этом дорожном движении можно присвоить какие-то определения. Точка – это «остановка». Запятая – можно продолжить движение, но внимательно и с осторожностью. Точку с запятой можно сравнить с «лежачим полицейским», а заключение в скобки – с заграждением на дороге. Двоеточие может означать: внимание, впереди перекресток, знак тире – символизирует ветку дерева на пути следования.
Запятая является довольно значимым знаком препинания, которая показывает читателю, где бы автор остановился, если бы вслух сам читал свой текст.
Точка с запятой, на первый взгляд, мало чем отличается от простой запятой. Но этот знак препинания нужно использовать при больших объемах информации. Когда идет перечисление, состоящее из простых высказываний, особенно, если внутри них уже есть запятые.
Используя скобки, автор как бы включает рассказ в рассказ. Если мы дали определение скобкам, как заграждение на дороге, то, следуя этому, можно сказать, что скобки можно и обойти, и продолжить путь дальше. Все, что окажется внутри их, только дополняет первоначальный текст, без которого вполне можно просуществовать.
Что касается тире – то его вполне можно исключить из текста, заменив на другие знаки препинания. Даже по определению, которое мы дали выше, тире — ненужная ветка дерева на нашем пути. И все же, этот знак препинания имеет два замечательных свойства. Фраза, выделенная тире с двух сторон, выгодно выделит суть предложения, а если расположить тире ближе к концу текста, оно подчеркнет его кульминацию.
Двоеточию мы присвоили статус предупреждающего о перекрестке знака. На самом деле, если посмотреть текст, что делает в нем двоеточие? Оно вводит в предложение слово, фразу или другое предложение, как оркестр предупреждает о приближении королевской процессии. Громко и торжественно.
Если сравнивать пунктуацию разных авторов, можно сказать, что она различается по своим стилям. Каждый писатель вырабатывает для себя свои собственные привычки. Кто-то любит больше ставить точки, чем запятые, деля тем самым сложные предложения на простые. Кто-то избегает точек с запятой. А некоторые предпочитают тире двоеточию.
Практикум для тех, кто хочет правильно расставлять знаки препинания
1. Нужно иметь хорошую справочную литературу по этому вопросу.
2. Нужно проделать такое упражнение. Взять один из своих прежних текстов, убрать из него все знаки препинания и расставить их заново. Причем, нужно поимпровизировать, расставив, например, несколько факультативных запятых. Или наоборот убрать их. А потом прочитать оба варианты вслух и постараться почувствовать разницу.
3. Взять для работы статью, также предварительно лишив ее знаков препинания. И, прежде, чем расставить их, подумать над тем, как бы вы хотели, чтобы читатель продвигался по этой статье. Быстро или, наоборот. И, в зависимости от этого, расставить знаки препинания.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru